The Art Newspaper Russia
Поиск

Лиссабон: искусство, солнце, ностальгия

В феврале жизнь в Португалии еще предсказуема, туристов пока мало, а прекрасное здесь кругом всегда

В португальском языке есть слово descansar — «отдыхать», слово важное и многое в этой стране объясняющее. Так, «отдыхать» в середине дня могут небольшие продуктовые магазинчики, кафе, книжные лавки — да все что угодно. Подойдешь к двери — а там бумажка с надписью от руки, мол, извините, отдыхаем. Притом точные часы этого отдыха вам никто не скажет, но в летний зной шансы столкнуться с descansar увеличиваются в разы. Одна моя подруга с приехавшей на несколько дней мамой решили пройтись по условному списку «десять мест в Лиссабоне, которые должен посетить каждый» и, конечно же, отправились в монастырь Жеронимуш — одну из немногих сохранившихся грандиозных построек, хрестоматийный памятник позднеготического стиля мануэлино (национальный вариант Ренессанса, где в деталях то морская звезда покажется, то носок якоря из-под сводов мелькнет, а колонны овивают местами рваные рыболовные сети). Пришли они туда — а нужно сказать, что находится это в предместье Лиссабона — Белеме, куда ехать на электричке, — входят в монастырь, идут к главному «экспонату» — усыпальнице Васко да Гамы, а там бумажка, написанная от руки: «Извините, мощи Васко да Гамы отдыхают». 

В феврале жизнь в Португалии все же не столь непредсказуема. Местные еще достаточно собранны и готовы работать, туристов пока мало (а в отелях низкие цены), хотя погода уверенно стремится в весну: начинают цвести самые пунктуальные деревья, на одном перекрестке можно увидеть серфера в гидрокостюме и женщину в полушубке, солнца уже значительно больше, — и можно свободно гулять по городу, например, в поисках искусства, а прекрасное здесь и так кругом.

То, которое и искать не придется, — граффити. Лиссабонцы-миллениалы называют свой город столицей стрит-арта Европы, с чем лучше не спорить, пусть так и будет. Если вы случайно задремлете на лавочке, есть шанс проснуться с тегом. Художники разного калибра с жадностью расписывают свободные части стен и то, что попадется под руку. Азулежу (традиционные изразцы) не трогают: святое. 

Вообще, даже в центре города часто можно встретить законсервированные дома с заложенными кирпичной кладкой окнами и дверями: жить в них уже невозможно, реставрировать бессмысленно, а снести дорого. Вот и стоят эти истуканы, больше напоминающие склепы былого величия империи, без дела, и власти города мудро решили отдать их под работы уличных художников. Только в Лиссабоне проводится несколько стрит-арт-фестивалей, после которых на стенах, в переходах и на этих бетонно-кирпичных коробках появляются муралы художников со всего света. Для более интересующихся жанром есть, например, галерея Underdogs и одноименный магазин прямо у реки Тежу, за зданием вокзала.

Чтоб найти галерею в Лиссабоне, достаточно лишь смотреть по сторонам. На относительно небольшой город здесь их более 30, и разбросаны они по всем районам, преимущественно продвигают местных и бразильских художников. Обежать все за пару дней не удастся, поэтому оптимальный способ посмотреть всех лучших — приехать в мае на (нет, не единственную) ярмарку ARCOlisboa, которую, например, в прошлом году открыл премьер-министр страны Антониу Кошта. Согласитесь, факт для поддержки арт-бизнеса красноречивый, современное искусство первые лица страны и культуры здесь «черным квадратиком» не назовут.

Еще одно важное слово, которое на другие языки с португальского не перевести (по мнению, конечно, самих португальцев), — saudade. Что-то среднее между светлой печалью и ностальгией по утраченному. Тоска? Очень близко. Общепринятое место для поисков saudade, где это странное чувство культивировано и монетизировано, — район Алфама; там зародился музыкальный жанр про высокохудожественное страдание — фаду. Дают здесь его пропорционально с катарсисом каждый вечер и в каждом небольшом баре (не ходите в центр района, идите на его окраину, например в Boteco de Fa, — здесь нараспев переживают местные для местных), но есть для русского человека, который ищет то самое saudade, место более подходящее — Музей Галуста Гюльбенкяна. Армянский константинополец, британский финансист, впоследствии осевший в Португалии меценат известен нам прежде всего как основной покупатель коллекции Эрмитажа, которую зашедшая во дворец грязными сапогами советская власть по безумию решила в начале 1930-х распродавать. Теперь тут «наши», «родные» «Портрет Елены Фурман» Рубенса, «Портрет старика» Рембрандта, работы Жан-Антуана Гудона с бликами не щадящего петербургского, а яркого португальского солнца. Вот где она, та самая светлая печаль и ностальгия по утраченному. Пережить все это можно в прекрасно разбитом парке, окружающем музей. Здесь золотые карпы в прудах, утки-альбиносы, красноухие черепахи и спрятанные в кустах модернистские скульптуры. Не Дворцовая площадь, конечно, но тоже неплохо.

Самый новый музей Лиссабона — Музей искусства, архитектуры и технологии (MAAT). За последние годы он стал самым тиражируемым в социальных сетях зданием, и справедливо. Проект Аманды Ливит — белоснежная волна, облицованная керамической плиткой, прямо на берегу реки Тежу с открыточным видом на мост 25 Апреля. Может сложиться впечатление, что у музея людей больше, чем внутри. Так и есть. Не каждая выставка может посоперничать с открывающимся отсюда видом. Поднимитесь на музейную крышу, посмотрите, как река впадает в Атлантический океан, а потом уже зайдите в сам музей, где до апреля еще будет открыта выставка японца Тадаси Каваматы — огромная инсталляция из того, что из этого океана и достали: пластика, покрышек, бутылей.

На другом берегу реки возвышается над Лиссабоном статуя Христа — уменьшенная на 10 м копия символа Рио-де-Жанейро, установленная на пожертвования португальских матерей в знак признательности тому самому герою монумента за то, что их сыновья во Второй мировой войне не участвовали. Вдаваться в подробности не будем, хоть и участие может быть разным. Посмотрите на нее, если интересна христианская иконография в португальском искусстве, развернитесь от Тежу и идите в Национальный музей старого искусства. Здесь, совсем недалеко, до марта открыта выставка Мануэля Диаша, скульптора, к имени которого всегда добавляют «создатель Христов», что, согласитесь, для католической культуры — титул. Большинство деревянных работ мастера, который погиб во время сильнейшего лиссабонского землетрясения 1755 года, если не было разрушено в том же землетрясении, то сгорело при последовавшем пожаре. А то, что не сгорело, унесло в океан после окончательно смывшего исторический центр города цунами. Одним словом, выставка, буквально собранная по крупицам, к посещению обязательна, как и любые выставки в музеях города, особенно в первое воскресенье месяца — день, когда вход бесплатный для всех. Согласитесь, вдвойне приятно, когда descansar еще и экономный.  


Музей искусства, архитектуры и технологии (МААТ)

www.maat.pt

Открытый в 2016 году музей включает в себя реконструированное здание электростанции начала ХХ века и современный корпус, построенный по проекту архитектора Аманды Ливит. Устраивает выставки современного искусства, дизайна, архитектуры и новых технологий. 
«Тадаси Кавамата. Перелив» 
До 1 апреля

Национальный музей старого искусства

www.museudearteantiga.pt

Крупнейшее в городе собрание европейского искусства с XIV века по 1820 год с первыми именами и работами португальских мастеров. Здание было построено для монастыря Святого Франциска, а когда коллекция его переросла — достроен новый корпус.
«Мануэль Диаш. Создатель Христов. Скульптура» 
До 3 марта 

Underdogs

www.under-dogs.net

Галерея современного искусства и стрит-арта в районе Braço de Prata, которая устраивает по несколько групповых и персональных выставок в год, а также одноименный магазин в центре города с возможностью купить тиражные работы художников, выпить кофе или послушать лекцию. 
Браулио Амадо. «2800 — 10009»
До конца февраля

Музей Галуста Гюльбенкяна

www.gulbenkian.pt

Коллекция европейского изобразительного искусства, памятников восточного и античного искусства, собранная в 1-й половине XX века Галустом Гюльбенкяном, и большие временные выставки, в том числе современного искусства и дизайна.
«Франсиско Тропа. Римские древности из Португалии и современная скульптура» 
С 21 февраля по 3 июня

Просмотры: 3241
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
10
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru