18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пушкинский чествует первую художницу-феминистку

№70
Материал из газеты

В центре выставки — одно из самых знаменитых полотен Артемизии Джентилески (1593–1653) «Юдифь и Олоферн» из Музея Каподимонте в Неаполе

Выставка под кураторством хранителя итальянской живописи ГМИИ Виктории Марковой исследует феномен первой женщины, принятой в старейшую европейскую Академию художеств во Флоренции. Шокировавшая современников своим натурализмом картина впоследствии стала визитной карточкой Артемизии, а также отражением ее трагической личной истории. 

Она была дочерью караваджиста Орацио Джентилески, который, заметив талант дочери и став ее первым наставником в живописи, затем отправил ее изучать перспективу к пейзажисту Агостино Тасси. Тот соблазнил девушку, пообещав жениться на ней. Однако когда выяснилось, что Тасси уже женат, отец девушки затеял судебный процесс против него, тяжелый и унизительный для Артемизии. Именно тогда она создала свою «Юдифь», и считается, что Олоферна она писала с Тасси, а Юдифь с себя. Используя приемы караваджизма — смелый ракурс и контрастную светотень, Артемизия превзошла даже самого мэтра в натурализме трактовки сюжета: ее Юдифь сосредоточенно и деловито рубит голову Олоферна мечом, одновременно придерживая ее рукой. Художница после не раз возвращалась к этому сюжету, создав столь же яркие образы и других героинь Ветхого Завета: Вирсавии, Сусанны и Эсфири.

Биография Артемизии не раз возникала в литературе, а ее творчество стало частой темой феминистских исследований.
Выставка в ГМИИ тем не менее показывает картину художницы в окружении полотен ее современников-мужчин, тем самым акцентируя внимание на художественных достоинствах ее произведений и ее месте в итальянском искусстве первой трети XVII века. 

Знаменитый итальянский искусствовед ХХ века Роберто Лонги справедливо подчеркивал важную роль Артемизии в распространении караваджизма в Италии. По этой же логике в выставку включены и работы двух других художников-караваджистов: «Святая Агата» Франческо Гварино и «Ангел с туникой и игральными костями» француза Симона Вуэ. Они, как и «Юдифь», приезжают в Москву из Неаполя. Однако было в итальянской живописи того времени и другое направление, академическое, представленное художниками болонской школы: Гверчино, Симоне Кантарини, Гвидо Рени. Именно их работы из постоянной экспозиции ГМИИ дополнят выставку для создания общей картины времени.  

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и ее современники
1 февраля – 21 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+