18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под маской арлекинов — Сомов, Сапунов, Судейкин

№70
Материал из газеты

Выставка в Третьяковке посвящена творчеству трех художников Серебряного века, для каждого из которых фигура Арлекина была знаковой

Персонаж комедии дель арте, насмешник, провокатор, трикстер, скрывающий лицо за маской, был одним из любимых персонажей русского модерна. Художники часто обращались к этому образу, изображали и себя, и друг друга в образе Арлекина. Автора роскошных живописных букетов Николая Сапунова друзья так и величали — «неугомонным бездомным, бродячим художником-арлекином». Сапунов в свою очередь русифицировал комедию дель арте, создав пародию на особенности национального характера, наделив Коломбин и Арлекинов выраженными лубочными чертами. Для Судейкина Арлекин стал чем-то вроде альтер-эго, он сам себя изображал в образе этого экстравагантного персонажа, которому дозволено то, что недоступно другим. Константина Сомова вдохновлял галантный век, куртуазный, изысканный и раскрепощенный. 

На выставке можно увидеть как травестийные образы — Сомов любил наряжать своих героев в старинные наряды, так и серию портретов современников — поэтов, художников и прочей богемы. Сомов — один из немногих художников, которые виртуозно владели пастелью, подражая французским мастерам, чтобы достоверно передать припудренную игривую атмо­сферу ушедшего века. В экспозиции и печатная графика, переживавшая на рубеже веков свой ренессанс. Она представлена не только и не столько в иллюстрациях, сколько в виньетках, заставках, концовках, тоже удивительно созвучных времени. 

Государственная Третьяковская галерея
Арлекины Серебряного века
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+