18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны

№69
Материал из газеты

160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж

Герой выставки в Лувре — самый знаменитый итальянский коллекционер XIX века Джованни Пьетро Кампана (1808–1880), собравший фантастическое количество античных предметов, итальянской майолики XVI века и итальянских «примитивов» XIV–XV столетий, которыми тогда никто еще не интересовался. Теперь тысячи когда-то принадлежавших ему уникальных вещей хранятся в ведущих музеях мира. То есть с коллекцией все в порядке, чего нельзя сказать о судьбе ее бывшего владельца, в одночасье потерявшего все свои сокровища. 

Кампана родился в богатой римской семье. Получив вслед за дедом и отцом должность инспектора Римской ссудной кассы (Monte di Pieta), принадлежавшей Ватикану, он настолько преуспел, что в 1833 году ее возглавил. Кампана был удачливым коммерсантом, владел мраморным карьером. Что оказалось весьма кстати, учитывая его главную страсть с 20 лет — древнегреческие мрамор, бронза и керамика, римские терракотовые рельефы, античные монеты и медали. Ему доставались находки с археологических раскопок, начатых в 1829 году на принадлежавшей Ватикану земле во Фраскати, неподалеку от Рима. Заведя собственную типографию, Кампана публиковал свое собрание в богато иллюстрированных каталогах. 

Когда коллекция достигла внушительных размеров, маркиз затеял строительство огромной виллы во Фраскати, где собирался открыть собственный музей. Однако проект застопорился из-за нехватки средств, которые нужны были для новых приобретений. Воспользовавшись правом распоряжаться средствами вверенного ему банка, Кампана стал брать деньги под залог. Гром грянул 28 ноября 1857 года. Коллекционера арестовали по обвинению в присвоении огромной для того времени суммы в 983 959 скуди и приговорили к 20 годам заключения, позже замененного ссылкой.

Конфискованная коллекция по распоряжению папы Пия IX была выставлена на продажу, а главными бенефициарами оказались Россия и Франция. Александр II через своего посланника Степана Гедеонова в 1861 году приобрел 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие, 77 мраморов и 9 произведений учеников Рафаэля, перенесенных на холст фресок на темы «Метаформоз» Овидия, украшавших виллу Палатина в Риме. Все античное золото, древнегреческую керамику, занимающую сегодня 9 залов Лувра, и 450 полотен итальянских мастеров XV–XVI веков купил Наполеон III (в 1976 году 283 из них переехали в Пти-пале в Авиньоне). Интересно, что большинство этих «примитивов» Кампана в свое время приобрел у французского кардинала Жозефа Феша.  Кое-что из собрания Кампаны досталось и англичанам: Британскому музею — часть коллекции античных монет, Музею Виктории и Альберта (носившему тогда название «Музей Южного Кенсингтона») — итальянская майолика и скульптура. 

Спустя 160 лет выставка в Лувре впервые восстановила собрание Кампаны, пусть не целиком, но лучшими образцами и достаточно полно. В ней участвует около 500 экспонатов (300 из которых луврские), в том числе из Эрмитажа, куда выставка переедет в июле 2019 ­года. 

Лувр
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
До 18 февраля 2019

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+