The Art Newspaper Russia
Поиск

Я в художники пойду, пусть меня научат…

Однако художественная школа — удовольствие нынче не из дешевых: в год студенты платят до $250 тыс. — больше, чем в престижных вузах Лиги плюща. По оценке Бюро трудовой статистики США, средний годовой доход у художников порядка $45 тыс. в год, это никак не оправдывает столь высокую плату за обучение.

Получить художественное образова ние в Америке стало дороже, чем учиться в престижнейших колледжах Лиги плюща, — и обществен ность заволновалась, требуя реформ. По данным Министерства образования США, программа бакалавриата ис кусств в частном университете может обойтись в сумму до $250 тыс. Пять из десяти самых дорогих вузов в США, учитывая размер средней стипендии и грантовой поддержки, — это университеты и колледжи, где учат будущих художников.

Многие опасаются, что из-за непомерных расходов на образование будут отсеивать ся все, кроме детей миллионеров, что может привести к коммерциализации искусства и его ориентации преимущественно на арт-рынок. «Учеба в престижном колледже становится все более недосягаемой для всех, кроме привилегированного класса», — говорит Энн Пастернак, президент и художественный руководитель некоммерческой организации Creative Time. «И это ужасно, потому что противоречит принципам нашей демократии, нашего общества и нашей культуры», — считает она. «Мы стали заложниками системы жесткой экономии, приватизации и неолиберализма, которая терпит крах. Крах для 99% населения — но не для элиты», — считает художник Сэм Дюран, преподаватель Калифорнийского института искусств (CalArts).

По мнению основателя AEA Consulting Адриана Эллиса, результат нынешней системы — то, что «студенты и их семьи обременены огромными долгами, у них просто не остается иного выбора. Так «выдавливается» средний класс, чьи дети обычно не получают стипендии для малоимущих; сводится на нет социальная мобильность, которую дает высшее образование».

Стоимость обучения в художественном колледже может повлиять на творческий стиль и манеру выпускников, «учитывая то, как дорого получить вожделенный диплом», полагает управляющий Winkleman Gallery из Нью-Йорка Эдвард Уинклмен. Удивительно, что предыдущее поколение о таких проблемах и не догадывалось. Художник и куратор Роберт Сторр, декан факультета искусств Йельского университета, рассказал, что учился в Чикагском институте искусств в 1970-х, «получая несколько тысяч долларов в год от родных и подрабатывая на двух работах».

«Выпускался я «в никуда» — особых перспектив тогда не было, но и долгов тоже не было. Думаю, именно так и должно быть в нашей области», — говорит он.

Хотя среди служителей искусства есть отдельные представители, чьи гонорары измеряются миллионами долларов, однако, по оценке Бюро трудовой статистики США, средний годовой доход дизайнеров и художников в 2012 году составил $44,4 тыс., причем в течение следующих восьми лет он вырастет всего на 3%.

Сторр комментирует: «Хватит уже обсуждать только звезд, которые бьют рекорды на аукционах, — обратите внимание на жизнь, точнее, выживание, на которое обречены настоящие жрецы искусства, не гоняющиеся за деньгами или хвалебными отзывами критиков и прессы».

Четырехгодичная программа бакалавриата в Школе искусств и дизайна Род-Айленда обойдется в сумму около $253 тыс., включая расходы на обучение и проживание. Студенты Школы Института искусств Чикаго должны выложить примерно $205 тыс., Художественного института Сан-Франциско — $157 тыс. (это только за обучение).

Университеты Лиги плюща, конечно, тоже «собирают дань» со своих студентов, но в то же время выдают больше грантов. К примеру, Гарвардский университет поддерживает около 65% учащихся средней стипендией в размере $46 тыс. в год. Эти вузы могут позволить себе быть щедрыми: так,  финансирование Гарварда в 2012 году составило $30,7 млрд, что, конечно, не идет ни в какое сравнение с тем, сколько получают художественные колледжи. К примеру, CalArts в том же году было выделено всего $113 млн. Хотя, вероятно, причина не в объемах государственной или частной поддержки, ведь даже самые богатые художественные школы не торопятся раздавать студентам гранты. Несмотря на выделенные государством и спонсорами $650 млн, частный нью-йоркский колледж Cooper Union осенью этого года будет собирать со студентов по $20 тыс. в год, то есть через 155 лет после своего открытия станет платным.

Кто виноват?

Стоимость обучения в университетах США с начала 1980-х годов растет на 2–3% быстрее, чем уровень инфляции, объясняет Ричард Веддер, руководитель вашингтон ского Центра доступности и продуктивности колледжей. При этом размеры государственного финансирования за последние 25–30 лет остались прежними. Рост цен неизбежен, администрация вузов твердит: художественные школы им тоже очень дорого обходятся. «Парадокс заключается в том, что они при этом еще и неэффективны, — говорит Ларри Томпсон, президент Колледжа искусств и дизайна Ринглинга, что во флоридском городе Сарасота. — Нельзя, впихнув 200 студентов в аудиторию, научить их искусству». В Колледже Ринглинга на 12 студентов приходится один преподаватель, а в CalArts примерно семь учащихся на одного преподавателя. Лекции и семинары по художественной критике также обычно длятся дольше, чем стандартные университетские занятия, объясняет Фред Фелау, проректор Колледжа дизайна «Арт-центр» в Пасадене. Еще одна статья расходов — оборудование. Стивен Лавин, президент CalArts, говорит: «Ставки все выше» — и поясняет: «Университет должен обладать если не самыми современными технологиями, то близкими к ним, чтобы переход от учебы к практике прошел для студентов легче». Для этих целей CalArts строит анимационную лабораторию, которая обойдется в $500 тыс.; деньги удалось собрать благодаря спонсорам и инвесторам, без привлечения учащихся. Но, признается Лавин, «это скорее исключение, чем правило». «Есть мнение, что эта модель неустойчива, потому что рентабельность инвестиций невероятно низка, учитывая процент трудоустройства выпускников, — говорит Адриан Эллис. — Расходы на колледж непосредственно связаны с рыночными требованиями. Они имеют лишь косвенное отношение к реальной стоимости предоставляемых услуг. Куда же уходят деньги? На стипендии и гранты — отлично; на недвижимость, цены на которую непомерно раздуты, — плохо; и на целевое финансирование в обход государственных инвестиционных фондов — это уж совсем ни в какие ворота».

Что делать?

Надо признать, что художественные вузы, собирая мзду со студентов, в рамках своих программ предлагают консультации по профессиональной ориентации и другим вопросам, от заполнения налоговых деклараций до управления капиталом и предпринимательского дела. «Мы понимаем, что перед нашими студентами открывается множество возможностей, и стараемся подготовить их к этому», — говорит Дебора Обалил, исполнительный директор Ассоциации независимых колледжей искусств и дизайна. Это привело к «заметному росту профессионализма молодых талантов в мире искусства; в то же время художников, способных рисковать или хотя бы знающих это слово, стало значительно меньше», считает арт-консультант Аллан Шварцман. И если авторы прежде всего ориентируются на требования рынка, а не на творчество, они скорее будут создавать «дорогостоящие предметы декора для вилл и особняков вместо искусства», уверен Эдвард Уинклмен. Один из возможных выходов из сложившейся ситуации — попытаться переориентировать благотворителей с музейных проектов на образовательные. По мнению Роберта Сторра, «в идеале, мы могли бы финансировать все расходы на обучение, как это делается в Йельской школе музыки — благодаря одному щедрому меценату и его жене». Пожертвования помогают компенсировать затраты на колледж, и «так студенты не влезут в огромные долги, и, соответственно, их не подталкивают быть конъюнктурщиками». Однако и художники могут сыграть свою роль — способствуя появлению аль- тернативных художественных школ вроде той, которой управляет нью-йоркский фонд Bruce High Quality. «Художники всегда были необходимы обществу», — считает Сэм Дюран, который охарактеризовал проблему роста цен на образование в сфере искусства как «требующую скорого решения». «Как выясняется, чтобы стать художником, не обязательно иметь диплом бакалавра искусств; лучшие работы рождаются в бедности и лишениях... Баскиа не мог позволить себе купить даже холст, но его творчество в результате стало только интереснее».

Просмотры: 4183
Популярные материалы
1
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
2
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
3
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
4
Сады в русской живописи
Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства.
27 мая 2020
5
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
6
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
7
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
8
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
9
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
10
Ева и Франко Маттес: «Интернет-мемы — это новое народное искусство»
Итальянский дуэт, Ева и Франко Маттес, сделавшие интернет своей художественной площадкой еще на заре его развития, рассказывают о том, как бывшие радикальными идеи становятся обыденностью, о компьютерном вирусе «Биеннале» и о выставках-призраках.
25 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru