18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитектор Лазарь Хидекель и его практичный супрематизм

№69
Материал из газеты

В Русском музее проходит первая большая ретроспектива ученика Малевича

В последние годы жизни у Лазаря Хидекеля (1904–1986) появилась папка «Моя выставка». Мечтая о ретроспективе, он сам разрабатывал экспозицию и отбирал для нее работы. Однако первая выставка ученика Казимира Малевича и одного из учредителей Уновиса состоялась только после его смерти, да и то не в России. Теперь в Русском музее восполняют этот пробел — впервые творчество Лазаря Марковича показывается столь полно: 80 проектов из архива семьи архитектора, как осуществленных, так и футуристических. 

Хидекелю повезло родиться в Витебске, в конце ­1910-х годов ставшем центром мирового авангарда. В художественную школу его принимал Марк Шагал, однако Хидекель увлекся идеями Малевича и предпочел живописи архитектуру. Уже в 16 лет он возглавил архитектурную мастерскую Уновиса. Все, что было создано в витебской лаборатории авангарда за несколько лет, потом будут переосмысливать весь ХХ век. Супремусы Малевича обрели объем в проунах Лисицкого, но материализовались только в архитектурных проектах Хидекеля. Малевич мечтал о «планитах для землянитов», которые будут обитать в космосе, а на Землю спускаться, чтобы полюбоваться ее красотами, — у Хидекеля «земляниты» были намного ближе. Города будущего, о которых мечтал архитектор, вполне земные города на столбах, города над водой, откуда жители могли бы спускаться на землю на лифтах. В 1960-е эта идея осуществилась в японской архитектуре.
Хидекель получил профессиональное образование, а его студенческая работа «Проект рабочего клуба» 1926 года вошла в историю мировой архитектуры как первый супрематический архпроект. Правда, Малевич легкомысленно пытался представить работу ученика как свою, напечатав ее в одном немецком архитектурном журнале.

Из всех авангардистов Хидекелю повезло больше других: он воплотил мечту в реальность. И хотя города над опорами им так и не были построены, несколько зданий в Ленинграде и окрестностях все-таки появились. «Москва», возведенная в конце ­1930-х, стал первым в мире трехзальным кинотеатром. Несмотря на сталинский тяжеловесный фасад, в плане он представлял собой крест — главную фигуру супрематизма. 

Пожалуй, самой интересной постройкой Хидекеля был Социалистический городок для рабочих Дубровской электростанции в Кировском районе. Построили несколько жилых домов, бани, магазин, были задуманы Дом культуры и стадион. Но городок был уничтожен бомбежками в Великую Отечественную, а затем перестроен.  После войны Хидекель преподавал архитектуру в Ленинградском инженерно-строительном институте. К проектированию он больше не возвращался, хотя и принял участие в конкурсе на разработку проекта музея Константина Циолковского, где вернулся к идеям 1920-х годов. Опередившую время архитектуру Хидекеля открыли и оценили только в 1970-е. 

Государственный Русский музей
Лазарь Хидекель
До 21 января 2019

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+