The Art Newspaper Russia
Поиск

Встречи и проводы по одежке

Этот увесистый, обильно иллюстрированный том посвящен авангардной моде 1980-х и начала 1990-х — явлению, хорошо известному, но малоизученному

Понятие «альтернативная мода» возникло в перестройку. Именно так стали называть стихийное творчество молодых художников андерграунда, которые начали создавать свое — в то время как мода официальная погрузилась в затяжной кризис.

Первый исследовательский подход к теме был сделан в 2011 году, когда в музее «Гараж» прошла выставка, организованная кураторами Мишей Бастером и Ириной Меглинской, которые сами были участниками московского андерграунда (хотя еще до того Бастер опубликовал сборник «Хулиганы-80» про субкультуру того десятилетия). И вот теперь тому же Мише Бастеру, автору «Перестройки моды», удалось систематизировать гигантский материал, протянув историю альтернативной моды еще от русского авангарда.

Уникальность книги заключается, во-первых, в фантастическом фотографическом пласте. Многие из снимков — всего их больше 500 — десятилетиями лежали в домашних архивах, другие хранились «до востребования» у известных фотографов Павла Антонова, Андрея Безукладникова, Сергея Борисова, Игоря Мухина, Александра Слюсарева, Владимира Фридкеса. Во-вторых, именно в этом издании у альтернативной моды впервые появился голос. Помимо авторского текста, здесь опубликованы интервью с самими авангардными модельерами — живыми или уже ушедшими в мир иной. В их рассказах воссоздается неповторимый дух 1980-х.

История рождения альтернативной моды изложена ярко, иногда смешно, а порой и выжимает слезу. Первые шаги на пути к подиумам были сделаны в музыкально-художественной среде, когда молодые и отчаянные люди в условиях тотального дефицита самостоятельно занимались собственным имиджем. Модно и престижно было носить одежду из серии «сделай сам» — молодежь щеголяла в штанах из красного флага, «семейных труселях» поверх штанов и старых шинелях.

Значительная часть модного андерграунда была связана с винтажем. Первооткрывателем винтажной одежды стал Гарри Асса, легендарный тусовщик, хулиган и стилист-самородок. Гарик устраивал показы-перформансы на музыкальных событиях, в том числе на выступлениях «Поп-механики», которые стали называться «ассами». Он же был родоначальником стиля «мертвый разведчик» и направления панк-дендизм, популярного в московской тусовке. Хулиганы 1980-х облачились в номенклатурные винтажные костюмы, которые добывались на Тишинке, причем иногда кожи скрывались под плащами, а ирокезы — под шляпами.

Перформативная линия была одной из важных стратегий альтернативной моды. Ей следовал и Александр Петлюра, чьи показы были настоящими спектаклями. Сквот на Петровском бульваре, основанный Петлюрой, оказался эпицентром винтажной моды, здесь устраивались дефиле, звездой которых была пани Броня. Из книги можно узнать трагикомическую историю о том, как муза Петлюры получила всепланетный титул «Мисс Альтернатива».

Впрочем, существовали и другие формы альтернативной моды. Скажем, модели Кати Филипповой или Кати Мосиной-Микульской имели отношение к более традиционному пониманию haute couture. Хотя за основу зачастую тоже брался винтаж, правда, с оттенком «милитари». Гимнастерки и кители резались, вываривались и украшались вышивкой, стразами и советской символикой в стиле «гламурный панк». Были и те, кто вовсе отрывался от реальности, как дуэт «Ла-Ре» (Лариса Лазарева и Регина Козырева), который изготавливал наряды из пенопропиленовых прокладок, предохранявших компьютеры при транспортировке, дуршлагов и искусственного снега. Или Андрей Бартенев, сооружавший огромные конструкции из папье-маше. Многие из авангардистов прорвались на официальные подиумы — Дома моделей на Кузнецком Мосту, Совинцентра, модных фестивалей в Риге, Юрмале, Тбилиси. В подиумы превращались театральные подмостки, галереи, заводские цеха и вокзалы.

Этот всплеск модного авангарда едва уместился в одно десятилетие. Большинство модельеров переквалифицировались в художников или остались таковыми, и только Кате Мосиной удалось основать свой бренд. На излете авангардной волны зажглась звезда Светланы Тегиной, чей образ с ирокезом можно увидеть в книге. А альтернативная мода так и осталась прекрасным цветком перестройки, не пережившим морозов новой капиталистической реальности. 

Просмотры: 3366
Популярные материалы
1
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
2
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
3
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
4
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
5
Наследники Абрамова продолжают финансировать Музей русской иконы
После сороковин со дня гибели основателя музея, Михаила Абрамова, пройдет заседание совета, который определит дальнейшую стратегию развития.
10 сентября 2019
6
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
7
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
8
Музей Майоля объединил на выставке более 100 произведений художников-примитивистов
Впервые на творчество «наивов» обратили внимание в начале ХХ века, с тех пор их популярность только растет.
11 сентября 2019
9
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
10
Ник Уиллинг: «Быть художником — это почти как болезнь или несчастный случай»
Режиссер Ник Уиллинг представляет на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL сразу две ленты о звездах британского современного искусства: фильм о своей матери «Жестокие сказки Паолы Регу» и «Неудержимый Шон Скалли и искусство всего».
10 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru