The Art Newspaper Russia
Поиск

«Призрак» вернулся к обычной жизни

Реставрация крупномасштабной работы Рейчел Уайтред «Призрак» (1990) стала одним из самых сложных проектов за всю историю Национальной художественной галереи в Вашингтоне

Реставрация крупномасштабной работы Рейчел Уайтред «Призрак» (1990) стала одним из самых сложных проектов за всю историю Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Молли Донован, сокуратор ретроспективы, охватывающей 30 лет творчества британской художницы (до 13 января 2019 года), рассказывает, что в восстановлении и стабилизации гипсовой инсталляции 2,7 м в высоту и 3,5 м в ширину были задействованы практически все отделы американского музея. «Это уникальный совместный проект, в котором принимали участие административные работники, инженеры-конструкторы, архитекторы, специалисты по транспортировке и хранению произведений искусства, реставраторы и другие эксперты самого разного профиля, — говорит она. — Междисциплинарная команда продемонстрировала потрясающую способность находить оригинальные решения самых нетривиальных задач».

«Призрак» представляет собой слепок гостиной викторианского дома на севере Лондона в натуральную величину и по праву считается поворотной работой в творчестве Уайтред. Художница создала его, когда ей было 27 лет. «Призрак» был ее первым слепком в натуральную величину; позднее разработка этой темы привела к созданию «Дома» (1993) — произведения, которое принесло ей Премию Тернера. В 2013 году при подготовке к ремонту восточного крыла Национальной галереи «Призрак» сняли с экспозиции, где он простоял девять лет. И только в 2016-м стало понятно, что произведение нуждается в обследовании. «Разбирая упаковку, мы обнаружили, что одна из панелей в основании треснула, — вспоминает старший реставратор объектов Джуди Озон. — Они сделаны из „парижского гипса“, поэтому даже самая маленькая трещина расползается, не встречая никаких препятствий на своем пути».

Вместе с коллегами Озон обследовала все 86 панелей, изучила различные материалы, сделала экспериментальные панели и обсудила варианты реставрации с самой Уайтред. Реставраторы приняли решение укрепить панели, нанеся на их внутреннюю сторону слой материала под названием «джесмонит» — клеящего вещества на водной основе, которое художница использовала в некоторых своих произведениях. Но это решение подразумевало неизбежную утрату оригинальной разметки Уайтред. Озон нашла выход из положения. Она попросила Уайтред написать от руки буквы и числа, которые затем напечатали на виниле и прикрепили к панелям. Кроме того, реставраторы изготовили дублирующую арматуру из облегченного алюминия в дополнение к уже существующей. В отличие от Уайтред, которая привинтила гипсовые панели прямо к арматуре, Озон разработала подвесную систему креплений, позволяющую больше ничего не ввинчивать в гипс.

По словам Донован, Уайтред не рассчитывала, что «Призрак» просуществует так долго. «Его создание было в значительной степени экспериментом. И тот факт, что ему до сих пор ни разу не понадобилась реставрация, свидетельствует о высоком качестве работы, — говорит она. — Мы все прониклись глубочайшим уважением к методам работы Уайтред, ее вниманию к деталям и знанию материалов».

Озон надеялась рационализировать процесс монтажа и демонтажа «Призрака», но его удалось сократить лишь на четыре дня, и теперь он занимает две недели. Донован философски относится к тому, что на установку «Призрака» требуется много времени. «Каким-то работам достаточно гвоздя на стене, монтаж других занимает две недели. Время — одна из ключевых тем творчества Уайтред, так что вполне закономерно, что время встроено в само произведение», — рассуждает она.  

Материалы по теме
Просмотры: 1420
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
3
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
4
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
5
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
6
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
7
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
8
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
9
Выставку «Александр Яковлев. Восток» показывают в галерее «Наши художники»
Неутомимый путешественник, художник объехал полмира, а его картины, написанные по мотивам поездок в Африку и на Восток, подкупают своей непосредственностью.
13 июня 2019
10
Выставка «Караваджо и Неаполь» проходит в Музее Каподимонте
Через 15 лет после выставки о последних годах жизни Караваджо музей возвращается к его творчеству с экспозицией, посвященной влиянию мастера на художников, работавших в Неаполе.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru