18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Призрак» вернулся к обычной жизни

№69
Материал из газеты

Реставрация крупномасштабной работы Рейчел Уайтред «Призрак» (1990) стала одним из самых сложных проектов за всю историю Национальной художественной галереи в Вашингтоне

Реставрация крупномасштабной работы Рейчел Уайтред «Призрак» (1990) стала одним из самых сложных проектов за всю историю Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Молли Донован, сокуратор ретроспективы, охватывающей 30 лет творчества британской художницы (до 13 января 2019 года), рассказывает, что в восстановлении и стабилизации гипсовой инсталляции 2,7 м в высоту и 3,5 м в ширину были задействованы практически все отделы американского музея. «Это уникальный совместный проект, в котором принимали участие административные работники, инженеры-конструкторы, архитекторы, специалисты по транспортировке и хранению произведений искусства, реставраторы и другие эксперты самого разного профиля, — говорит она. — Междисциплинарная команда продемонстрировала потрясающую способность находить оригинальные решения самых нетривиальных задач».

«Призрак» представляет собой слепок гостиной викторианского дома на севере Лондона в натуральную величину и по праву считается поворотной работой в творчестве Уайтред. Художница создала его, когда ей было 27 лет. «Призрак» был ее первым слепком в натуральную величину; позднее разработка этой темы привела к созданию «Дома» (1993) — произведения, которое принесло ей Премию Тернера. В 2013 году при подготовке к ремонту восточного крыла Национальной галереи «Призрак» сняли с экспозиции, где он простоял девять лет. И только в 2016-м стало понятно, что произведение нуждается в обследовании. «Разбирая упаковку, мы обнаружили, что одна из панелей в основании треснула, — вспоминает старший реставратор объектов Джуди Озон. — Они сделаны из „парижского гипса“, поэтому даже самая маленькая трещина расползается, не встречая никаких препятствий на своем пути».

Вместе с коллегами Озон обследовала все 86 панелей, изучила различные материалы, сделала экспериментальные панели и обсудила варианты реставрации с самой Уайтред. Реставраторы приняли решение укрепить панели, нанеся на их внутреннюю сторону слой материала под названием «джесмонит» — клеящего вещества на водной основе, которое художница использовала в некоторых своих произведениях. Но это решение подразумевало неизбежную утрату оригинальной разметки Уайтред. Озон нашла выход из положения. Она попросила Уайтред написать от руки буквы и числа, которые затем напечатали на виниле и прикрепили к панелям. Кроме того, реставраторы изготовили дублирующую арматуру из облегченного алюминия в дополнение к уже существующей. В отличие от Уайтред, которая привинтила гипсовые панели прямо к арматуре, Озон разработала подвесную систему креплений, позволяющую больше ничего не ввинчивать в гипс.

По словам Донован, Уайтред не рассчитывала, что «Призрак» просуществует так долго. «Его создание было в значительной степени экспериментом. И тот факт, что ему до сих пор ни разу не понадобилась реставрация, свидетельствует о высоком качестве работы, — говорит она. — Мы все прониклись глубочайшим уважением к методам работы Уайтред, ее вниманию к деталям и знанию материалов».

Озон надеялась рационализировать процесс монтажа и демонтажа «Призрака», но его удалось сократить лишь на четыре дня, и теперь он занимает две недели. Донован философски относится к тому, что на установку «Призрака» требуется много времени. «Каким-то работам достаточно гвоздя на стене, монтаж других занимает две недели. Время — одна из ключевых тем творчества Уайтред, так что вполне закономерно, что время встроено в само произведение», — рассуждает она.  

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+