18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музейные мечты сбываются

№69
Материал из газеты

Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Я люблю мечтать. Об этом знают все: учредители и сотрудники музея «Гараж», с которыми я воплощаю в жизнь множество разнообразных идей; мои коллеги — директора и кураторы российских и зарубежных музеев, с которыми я делюсь планами; художники и архитекторы, с которыми я дружу или нахожусь в профессиональных отношениях. Я не боюсь говорить о будущем и о мире, в котором мне хотелось бы жить.

Одним ранним утром я выступал в институте «Стрелка». Я рассказывал, что к 2020 году Москва может, должна и станет новой музейной столицей мира. В своих рассуждениях я исходил из того, что Российская Федерация потеряла лидирующие позиции по многим показателям — инфраструктурным, экономическим и так далее, а Москву пока нельзя назвать туристической Меккой, хотя у города большой потенциал: у нас есть новые музеи, которые смогут вернуть интерес к России и нашей культуре.

С момента того выступления прошло три года, и я вижу, как мои мечты постепенно воплощаются в жизнь, хотя и не так быстро, как я предполагал тогда.

Многолетний проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина по созданию музейного городка находится в самом разгаре. Строится три больших здания и депозитарий, причем завершение работ над ними так близко, что один из любимых в России международных кураторов, Жан-Юбер Мартен, уже готовит выставочный проект «Древние украли все наши идеи» для основного дома музея на Волхонке перед его закрытием на реконструкцию.

В конце прошлого года было объявлено о полной передаче Центрального дома художника Государственной Третьяковской галерее, а в феврале этого года Зельфира Трегулова и Рем Колхас представили архитектурную концепцию Новой Третьяковки, которая сейчас прорабатывается.

Музеи Московского Кремля в Средних торговых рядах на Красной площади строят по проекту Юрия Григоряна и Наты Татунашвили музейный комплекс площадью 80 тыс. кв. м. Проект будет завершен к 2020 году, и в 2022-м ожидается грандиозное открытие, что позволит увидеть множество ценнейших экспонатов, ранее хранившихся в запасниках.

Политехнический музей, который должен был открыться еще к президентским выборам, по-прежнему стоит в лесах, но его реконструкция, осуществляемая по проекту японского архитектора Дзюньи Исигами, идет полным ходом. Еврейский музей и центр толерантности расширяет выставочные площади за счет подземного этажа, разработанного бюро FORM. И конечно же, все мы ждем возможности оценить пространство фонда V-A-C в бывшей ГЭС-2 за кинотеатром «Ударник» и уже в следующем году увидим — пусть и частично, — как воплотились в жизнь идеи автора концепции ее реконструкции, Ренцо Пьяно.

Думая о ГЭС-2, я вспоминаю слова Александра Дорнера, легендарного директора Ландесмузеума в Ганновере, которые, как мне кажется, актуальны для всех перечисленных институций: «Музеи должны представлять собой Kraftwerk — своего рода электростанции, способные динамично реагировать на меняющиеся запросы». Именно чуткость к окружающему миру позволяет нам, музейным работникам, находить общий язык с посетителями, заниматься тем, что мы так любим, и, конечно же, постоянно развиваться. 

Это последняя моя колонка для The Art Newspaper Russia в этом году, поэтому я хотел бы поздравить всех читателей с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы ваши мечты исполнялись. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+