The Art Newspaper Russia
Поиск

Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю

Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже

Имя Пьеро делла Франческа (1420–1492) хорошо знают искусствоведы и куда меньше — любители искусства, с ходу вспоминая лишь самые известные его шедевры — портреты урбинского герцога Федериго да Монтефельтро, его жены Баттисты Сфорца и фрески на тему Истинного Креста в церкви Св. Франциска в Ареццо. Ему чуждо изящество, за которое в последние полтора века возносят на пьедестал Боттичелли, его герои весомы, торжественны и суровы.

Меж тем для XV века, эпохи Раннего Ренессанса, Пьеро был значимой фигурой. В 20 лет уже работал во Флоренции, к 30 первый раз съездил в Рим по приглашению папы, колесил по Центральной и Северной Италии, выполняя заказы герцогов. То, что Пьеро увидел юношей во Флоренции ­— фрески Мазаччо, скульптуры Донателло, — дало направление его поискам. Мягкий свет, объем и телесность, линейная перспектива будут занимать его всю жизнь. Родившийся в тосканском городке Сансеполькро, сын торговца кожей и шерстью, он во всем ценил основательность и только в колорите любил жемчужные переливы и нежные оттенки. Должно быть, эти качества живописи Пьеро в полной мере проявились во фресках в папском дворце в Ватикане, куда художника пригласил Пий II. Но полвека спустя они были уничтожены, чтобы освободить место для фресок Рафаэля. Символический жест! О Пьеро делла Франческа забыли надолго, и лишь в середине XIX столетия его имя вновь зазвучало. 

Собрать полноценную выставку Пьеро делла Франческа непросто: работ, доступных для перемещения, около 20. В наших музеях его произведений нет вовсе. В  Эрмитаже показывают 11 произведений мастера — из Милана, Перуджи, Урбино, Лиссабона, Мадрида, Парижа и Лондона. Такого количества его работ за последние десятилетия  не было ни на одной выставке ни в Европе, ни в Америке. Все вещи  исключительные, как, например, монументальное «Благовещение» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или «Мадонна ди Сенигаллия» (Национальная галерея Марке, Урбино). Из портретов ­— детское изображение Гвидобальдо да Монтефельтро из Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде (небольшая компенсация за парные портреты его родителей из Уффици, которые не покидают музей) и портрет кондотьера Пандольфо Малатесты из Лувра. Представление о монументальных росписях Пьеро делла Франческа дают два фрагмента фресок из Ареццо и фильм, посвященный этому знаменитому циклу. Отдельная удача — собранные из трех музеев створки алтаря, созданного для церкви августинцев в Сансеполькро и разделенного еще в XVI веке. Живопись дополняют четыре подлинных трактата, посвященные математике и перспективе, которые художник, уже теряя зрение, написал к концу жизни. 

Государственный Эрмитаж
Пьеро делла Франческа
7 декабря – 10 марта 2019

Материалы по теме
Просмотры: 5129
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
3
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
4
Галеристы, художники и коллекционеры сложились в Cube
Новое галерейное объединение показывает и продает современное искусство в здании отеля в самом центре Москвы. Как и зачем — рассказали его основательницы.
21 февраля 2019
5
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
6
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
7
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
8
Музей Метрополитен вернет Египту украденный саркофаг
Руководство музея признало, что стало жертвой мошенничества, и намерено пересмотреть процедуру включения в собрание древностей.
18 февраля 2019
9
Наше абстрактное искусство: теперь конкретно
Здание клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках, возведенное по проекту Константина Мельникова в конце 1920­-х годов, открывается весной после трехлетней реставрации и реконструкции. Отныне здесь будет располагаться частный художественный музей.
21 февраля 2019
10
«Страна одноразовых вещей» Ивана Языкова открылась в Музее Москвы
Выставка представляет микродрамы и ведуты о современной жизни, кропотливо созданные вручную.
19 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru