The Art Newspaper Russia
Поиск

«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле

В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму

Сразу нужно сказать: на этот раз никаких сенсационных открытий не случилось. Вот три года назад, когда в результате исследований «Черного квадрата» удалось расшифровать три слова, написанных карандашом поверх красочного слоя белил, как «битва негров» и «ночью», — вот тогда, да, на публику обрушилась лавина статей. 

Новое, только что закончившееся, исследование двух «Черных квадратов» Малевича, находящихся в Государственной Третьяковской галерее (первый вариант 1915 года и авторское повторение 1929-го), — часть плановой работы отдела комплексных исследований по изучению коллекции и созданию так называемого банка эталонов, содержащего максимально полные сведения о произведениях музейного фонда. Заведующий отделом Юлиан Халтурин считает, что Третьяковка здесь работает на уровне ведущих европейских музеев. Он подчеркивает, что новые направления: использование современных технологий, крупные исследовательские проекты, создание по их результатам базы данных — вошли в практику отдела в последние годы.

Но «Черный квадрат», самое знаменитое в мире произведение русского искусства, и в этих исследованиях стал лидером и пионером. В результате сотрудничества музея и испанской организации Factum Arte Foundation for Digital Technology in Conservation создан уникальный продукт — цифровое факсимиле картины. В нем соединены четыре слоя изображения всей живописной поверхности полотна: цветная съемка в высоком разрешении, сканирование поверхности в формате 3D, рентгенограмма и съемка в отраженных инфракрасных лучах. Все слои можно просматривать и по отдельности, и комбинируя их друг с другом. Что позволяет наилучшим из доступных сегодня способов следить за сохранностью картины, детально отмечая все изменения в ней.

Цифровое факсимиле создано для двух «Квадратов», но в пристальном наблюдении, естественно, больше нуждается первый вариант. Он старше и написан, как выяснили ранее, по уже существовавшей супрематической композиции.

С предложением провести 3D-сканирование в музей обратился основатель Factum Arte Foundation Адам Лоу. Его фонд — некоммерческая организация, он занимается цифровой записью объектов культурного наследия, сотрудничал со многими музейными и художественными институциями. На вопрос, почему его заинтересовала именно «икона супрематизма», Лоу ответил так: «„Черный квадрат“ много лет вызывает у меня живой интерес. В 2001 году я написал текст „Видеть мир в квадрате черного“ для выставки Iconoclash в Центре искусств и медиатехнологий в Карлс­руэ. Это было размышление об иконоборческой или иконолюбческой природе картины. „Черный квадрат“ 1915 года — энигматичное произведение, по поверхности которого сейчас идут кракелюры, обнажая то, что написано под ней. Они и возникли в результате того, что нижний слой не полностью высох». 

«В марте этого года Factum Arte отправила команду для сканирования и „Черного квадрата“ 1915 года, и копии 1929-го, — продолжает Лоу. — Сканирование составили трехмерная запись поверхности с помощью лазерного сканера Lucida и фотография, смонтированная из отдельных фрагментов высокого разрешения. Эти два файла содержат данные о топографии поверхности картины и ее цвете и могут быть идеально совмещены и дополнены рентгеновскими снимками, снимками инфракрасного спектра и другими многоспектральными данными».

В Третьяковской галерее сделали полную рентгенограмму всей поверхности картины. Она собиралась по фрагментам, потом они механически «сшивались». Так же тщательно и поэтапно была произведена инфракрасная съемка. В результате получился уникальный цифровой продукт, позволяющий проводить глубокие, ранее невозможные исследования физического состояния «Черного квадрата». Появились новые возможности для изучения и понимания процесса его создания, шаг за шагом скрупулезно расшифровывая изображения, скрытые видимым слоем черной краски. 

Материалы по теме
Просмотры: 2541
Популярные материалы
1
Поиск любви в русской живописи
Выбрать картины на тему любви несложно. Но все эти полотна грустные, про истории с печальным финалом. Поэтому День святого Валентина мы решили отметить галереей на другую тему — не про саму любовь, а про ее поиски или обретение.
14 февраля 2019
2
«Флора» Франческо Мельци снова расцвела
Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса.
14 февраля 2019
3
Рейксмузеум опять решил удивить своим Рембрандтом
К 350-летию со дня смерти художника амстердамский музей покажет свою, крупнейшую в мире, коллекцию его работ на выставке «Весь Рембрандт».
13 февраля 2019
4
Власти Гента и Катрин де Зегер обменялись судебными исками
Городской совет Гента и экс-глава Музея изящных искусств (MSK) Катрин де Зегер, лишившаяся должности из-за выставки сомнительного русского авангарда, подали друг на друга несколько жалоб в судебные инстанции
13 февраля 2019
5
Эрмитаж стал куратором павильона России на Венецианской биеннале
Известно, что там представят режиссера Александра Сокурова и студентов Академии художеств. Россияне поедут на биеннале также вместе с ГМИИ им. Пушкина и фондом V-A-C.
14 февраля 2019
6
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
7
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
8
Еврейский музей предлагает впасть в детство
Поиграть с шедеврами классиков, от Казимира Малевича до Маурицио Каттелана, смогут взрослые и дети.
13 февраля 2019
9
Венецианский беглец: Лоренцо Лотто как великий портретист
Даже и сотни лет спустя художники эпохи Возрождения нередко воспринимаются через призму иерархии, существовавшей при их жизни и во многом ее определявшей. Но историки искусства стремятся отдать должное каждому по отдельности.
15 февраля 2019
10
«Омовение ног» в истинном свете
Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия.
15 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru