18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Матвей Казаков — гений на пепелище

№68
Материал из газеты

Выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева приурочена к 280-летию со дня рождения московского архитектора

Немногие московские архитекторы остались в городской топонимике, но Матвею Казакову (1738–1812) повезло, и заслуженно. Вокруг улицы его имени в Басманном районе сохранилось немало его построек. На выставке к 280-летию со дня рождения архитектора собраны проекты, объемные модели, гравюры и рисунки, его знаменитые альбомы с чертежами и планами, а также графика его современников из десятка музеев и архивов. 

Учителями Казакова были Витрувий, Палладио и Виньола, трактаты которых он усердно штудировал в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского. Вслед за ним Казаков создал архитектурный облик города, но уже другой. На смену елизаветинскому барокко пришел классицизм с неоготикой. 

Казакову в большой степени обязана своим обликом допожарная Москва. Впрочем, другой он ее и не знал. Расцвет его карьеры пришелся на конец 1770‑х — 1790-е годы. Тогда возникают Петровский путевой дворец и кремлевский Сенат, здание Университета на Моховой, дом Благородного собрания (нынешний Дом союзов) и усадьба Губина на Петровке, Голицынская (1-я Градская) больница и храм Вознесения на Гороховом поле. А еще казенные и партикулярные строения, которые стали не только украшением московских улиц, но и образцами для последующей застройки. 

С началом Отечественной войны 1812 года семья увезла немолодого уже архитектора в Рязань, где он и узнал о сдаче Москвы и пожаре. Новость о том, что «многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным», как писал его сын, стала для Казакова ударом и приблизила его смерть. Построенные же им здания и правда пострадали. Многие из них восстанавливали ученик основанной им школы Осип Бове и приезжий швейцарец Доменико Жилярди, не всегда во всем придерживаясь изначальных казаковских проектов. Так что, получается, и мы сегодня допожарную Москву Казакова не очень-то знаем. Тем интереснее познакомиться с ней на выставке. 

Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Матвей Казаков и допожарная Москва
5 декабря 2018 – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+