The Art Newspaper Russia
Поиск

Родственные отношения Мантеньи и Беллини

В Национальной галерее показывают близкие связи двух мастеров Ренессанса

Выставка впервые объединила полотна,  эскизы и графику двух титанов Раннего Возрождения — Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Цель — показать, как будучи не только современниками, но и родней, они влияли друг на друга.

Мантенья — сын плотника из Падуи. Беллини принадлежал к знаменитой венецианской династии художников — Якопо и его второго сына, Джентиле. Их биографии пересеклись в 1453 году, когда Мантенья женился на их сестре Николозии. Причем от этого брака выиграл скорее венецианский клан, усилив свой состав одним из выдающихся талантов того времени и сняв вопрос конкуренции. 

Если же говорить о влиянии, то здесь речь идет о Мантенье и Джованни Беллини, которые, по словам куратора выставки Кэролайн Кэмпбелл, одновременно влияли друг на друга: «До нас не дошло документированных свидетельств, проливающих свет на связь этих двух художников, но очевидно, что она была очень тесной. Беллини копировал картины Мантеньи, а тот испытал влияние его новаторской живописи». 

И хотя большая часть карьеры Мантеньи была связана с Мантуей, где он работал у герцогов Гонзага, очевидно, что его художественный диалог с шурином, работавшим в Венеции, никогда не прерывался. Мантенья был изобретателен в сюжетах и композиции; большой знаток древнеримского искусства, свой четкий классический рисунок позаимствовал у Античности. Беллини же работал в традициях венецианской школы, мастером пейзажа с использованием всей доступной цветовой палитры. Он, как говорит Кэмпбелл, «первым в полную силу использовал пейзаж для передачи эмоционального состояния». Как и Мантенья, он писал картины и на религиозные и мифологические сюжеты, но Мантенья создавал монументальные композиции, а Беллини — камерные для частных заказчиков. 

Беллини нередко и копировал Мантенью, как, например, в «Принесении во храм» (1470–1475), выставленном в Лондоне с одноименной картиной (1454) Мантеньи. В свою очередь, Беллини повлиял на Мантенью как пейзажист. Так, на картине «Смерть Девы Марии» (1462) на заднем плане у него появляется безмятежный вид Мантуи, написанный явно под влиянием ведут Беллини. Кто из них был талантливее — вопрос риторический, считает куратор: «Мантенья возродил классическую античность, был непревзойденным мастером перспективы. Беллини — настоящий волшебник пейзажа, колорита и света». 

Национальная галерея
Мантенья и Беллини
До 27 января 2019

Материалы по теме
Просмотры: 3901
Популярные материалы
1
Музей городской скульптуры Петербурга выселяют из Лавры
Музей, хранящий мемориальное искусство XVIII — начала ХХ века, вынужден освободить часть Благовещенской усыпальницы Александро-Невской лавры.
15 января 2021
2
Брутальную «Аленушку» выставили на торги
Героиня сотен мемов может уйти в частную коллекцию при стартовой цене в миллион.
15 января 2021
3
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
4
Арт-рынок на перепутье между старыми и новыми именами
Сможет ли портрет Боттичелли, выставленный на торги за $80 млн, стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка? Или первенство останется за современным искусством и новыми именами?
19 января 2021
5
В темпе «медленно, но крайне живо»
Даниэль Арасс вгляделся в шесть знаменитых картин и рассмотрел в них то, чего не видели другие — включая, возможно, самих художников.
15 января 2021
6
Кейт Бланшетт строит в своем поместье галерею
Для этого придется снести старые постройки, но для живущих в них охраняемых видов летучих мышей оборудуют новый дом.
15 января 2021
7
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
8
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
9
Выставка «Невинные шалости. #Технорококо» проходит в галерее JART
В московской галерее JART открылась выставка молодого художника Владимира Карташова «Невинные шалости. #Технорококо. Праздник — стиль — манифест». Куратором этого проекта на стыке искусства и театра выступил Сергей Хачатуров.
18 января 2021
10
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru