18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Вдаль за Левитаном

№68
Материал из газеты

Небольшая книга о пейзаже в живописи и кино вместила много мыслей и иллюстраций, выходящих за рамки выставки в Еврейском музее

Книга «Сними мне Левитана! О странностях пейзажа в литературе, живописи и кино» вышла к выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» в Еврейском музее и центре толерантности. С традиционным каталогом ее роднит только воспроизведение всех показанных на выставке работ главного пейзажиста отечественной живописи. И хотя сегодня принято включать в книги к выставкам не только статьи биографические и анализирующие творческое наследие художника, такого свободного, порой далекого от главного героя, выбора тем нигде, кажется, еще не было. Только часть из десяти ее авторов пишут о Левитане и его влиянии на авторское кино.

Например, Галина Ельшевская в аналитической, интеллектуально емкой статье о развитии пейзажной живописи в ХХ веке говорит лишь о европейских и американских художниках, не только не испытывавших влияния Левитана, но и вовсе не знавших о его существовании. Также ни слова о художнике нет в причудливом, артистичном рассуждении Михаила Трофименкова «Роботрека. Кино и живопись». Полина Барскова, хотя и ожидаемо анализирует и сравнивает пейзажи Чехова и Левитана (в книге, как и в жизни, они неразлучны, об их отношениях есть и отдельная статья Андрея Степанова), неожиданно делает третьей героиней Елену Гуро. В ее живописи и поэзии Баскова находит воплощение той самой, одинокой, но слитой с природой души, монолог которой не слишком удался в «Чайке» Треплеву. Еще одна неожиданность — что о развитии русского пейзажа и умении Левитана выразить «необъяснимую прелесть нашего убожества» написал американский историк искусства Кристофер Ли. Причем так, что национальность автора в его тексте никак не проявляется, и это лишний раз доказывает: русская душа не является загадочной.

Статью составителя этого необычного сборника Киры Долининой «Родная речь: как мы читаем русский пейзаж» вполне можно назвать публицистической, хотя она и чисто, почти академически искусствоведческая. Но сквозь убедительный анализ отношений русских художников с родной природой и «поэтической» роли Левитана в ее восприятии настойчиво проводится мысль, что «старательно воспитанное неразличение искусства слова и искусства формы во многом является причиной неприятия модернистских практик большинством отечественных зрителей». На главный же вопрос выставки, к которой приурочена книга: как повлияла живопись Левитана на русский кинематограф — обстоятельно отвечает Наталия Яковлева.

Очевидное достоинство сборника «Сними мне Левитана!» — высокое качество текстов. Вся книга отлично написана, и читать ее ни минуты не скучно. Чему немало способствует и большое количество цитат. Левитан хорошо писал не только пейзажи, но и письма; ну и Чехов, как всем известно, был незаурядным мастером литературного пейзажа.

Удивительно, что столь содержательная и полная иллюстраций книга уместилась в две сотни страниц скромного альбомного формата. Она выглядит не буржуазно роскошно, а интеллигентно благородно. Дизайнеру Ирине Тархановой удалось органично соединить в ней очень разный иллюстративный материал, и надо сказать, что, в отличие от выставки, здесь картины и кадры из фильмов не противоречат друг другу. Кино, лишенное движения, кадр, воспроизведенный на бумаге, откровенно демонстрирует свое происхождение от живописи.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+