The Art Newspaper Russia
Поиск

Первый в России музей архитектурной художественной керамики открылся в Санкт-Петербурге

Он стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга и расположился в Государевом бастионе Петропавловской крепости

В начале ХХ века архитектурную керамику — элементы декора фасадов, изразцовые печи и камины — собирали сотрудники Музея старого Петербурга, предшественника ГМИ СПб. В 1907– 1911 годах они через газеты обращались к подрядчикам с просьбой сообщать о сносимых домах, приезжали и спасали те ценные элементы, которые удавалось демонтировать. От той коллекции ничего не сохранилось. Как тут не вспомнить афоризм архитектора Ренцо Пьяно: «Керамика — это древнейший материал, который делается из земли и уходит в землю»!

Нынешняя коллекция, а это более 11 тыс. предметов, создавалась в 1960– 1980-е годы спасательными группами из музейных сотрудников. Они тоже выезжали в дома, подлежавшие комплексному капитальному ремонту, снимали фризы, печи и все, что можно было спасти. Долгое время это богатство лежало в фондах музея, лишь изредка и фрагментарно появляясь на временных выставках. В 2018 году к 100-летию Музея истории Санкт-Петербурга было решено открыть небольшой музей, для чего собрали 25 изразцовых печей, которые иллюстрируют собой все архитектурные стили Петербурга. Начало — петровское барокко, отмеченное голландской плиткой, и работы реставратора Бориса Мицкевича для петергофского дворца «Монплезир». Две белоглазурованные печи с изображениями Флоры и Марса относятся к эпохе классицизма, которая обходилась строгими формами и монохромными решениями. Историзм, или эклектика, представлен деталями облицовки печи из Мраморного дворца. Печь по эскизу Александра Брюллова была разобрана при создании во дворце филиала музея Ленина. Три изразца сохранились от печи Николаевского дворца. Среди нескольких печей эпохи модерна Мария Макогонова, историк петербургской архитектуры, куратор проекта, выделила зеленую печь, созданную по проекту Карла Майера, ученика Петера Беренса.

Архитектурная керамика для петербургских домов производилась на лучших предприятиях. Среди них — Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова, Художественно-керамическое производство «Гельдвейн — Ваулин», Ракколаниокский гончарный завод, завод «Або», гончарный завод М.Харламова, Саксонская печная фабрика Эрнста Тайхерта в Майсене.

Чтобы показать, «откуда есть пошел» русский изразец, специальный раздел в новом музее отведен под показ находок, сделанных сотрудниками Института археологии РАН в ходе многолетних раскопок в Новом Иерусалиме. Они завершились в прошлом году. Кроме изразцов XVII века, это редкие опыты 1709 года — пластины с фигурами людей, созданные шведскими мастерами, которых пригласил в Россию Петр I. Помимо академического института, Государственного Эрмитажа и Государственного музея-заповедника «Петергоф», свои предметы предоставили несколько музеев из российских регионов и Гомельский дворцово-парковый ансамбль из Белоруссии. Самое интересное в новом музее — элементы фасадов, которые мало кем прежде были видены. Упомянем, в частности, семиметровое панно с фантастическими сюжетами со здания конторы «Гельдвейн — Ваулин» на Благовещенской площади (ныне — площадь Труда, 3). При реставрации купола соборной мечети оказались демонтированы обветшавшие фрагменты майолики — теперь их можно рассмотреть вблизи. Майоликовый же фриз с изображением ангелов с колокольни храма Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте был создан по эскизу знаменитого скульптора Александра Матвеева. Этот фриз демонтировали еще в 1970-е. А совсем недавно, в 2018 году, при реставрации овального керамического панно с цветочным рисунком, которое украшало фасад особняка Бремме (12-я Линия, 41), под деревянной рамой была обнаружена загадочная подпись глазурями: «БКМ». Кто за ней скрывается — пока неизвестно.

Просмотры: 1810
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru