The Art Newspaper Russia
Поиск

В Турине спустя почти 30 лет вновь открыта капелла Плащаницы

Проведенная с использованием ультрасовременных технологий реставрация вернула капелле Плащаницы ее былое великолепие. Для этого потребовались годы кропотливой работы и общий бюджет в €30 млн

Нынешней осенью в Турине вновь открылась капелла Плащаницы — спустя 21 год после того, как ее практически полностью разрушил пожар, и через 28 лет после закрытия из-за обвала части мраморного карниза.

Семья герцогов Савойских заказала строительство этого здания в 1668 году для хранения самой ценной реликвии, находившейся в их собственности, — полотна, в которое, по преданию, было завернуто тело мертвого Христа. Проект разработал священник и математик Гварино Гварини. Капелла высится за главным алтарем Туринского кафедрального собора и связана с парадными покоями королевского дворца, что подчеркивает значение, которое Савойский дом придавал плащанице.

Причина пожара, вспыхнувшего ночью 11 апреля 1997 года, по-прежнему остается загадкой. Огонь разгорелся особенно сильно из-за того, что в капелле, реставрация которой тогда только завершилась, еще не были демонтированы деревянные строительные леса. Пока пожарные пытались разбить пуленепробиваемое стекло, под которым хранилась реликвия, чтобы вынести ее в целости и сохранности, в соседнем зале во дворце шел ужин в честь тогдашнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана.

Начавшаяся с разбирательства о праве собственности и бесплодных попыток найти виновных в пожаре, повторная реставрация капеллы затянулась на долгие годы. Из-за отсутствия технической документации специалисты были вынуждены скрупулезно анализировать саму конструкцию здания, знаменитого своим самоподдерживающимся куполом. Долго шли споры о том, какую часть оригинальных материалов использовать при восстановлении, поскольку после пожара пол капеллы был покрыт метровым слоем кальцинированных обломков мрамора и частично расплавившейся бронзы. В итоге решили заменить 1150 сильно поврежденных деталей и укрепить оставшиеся 4000. Специально для этого снова открыли каменоломню возле Фрабозы-Сопраны в Пьемонте, где раньше добывали черный и серый мрамор, использованные при строительстве капеллы.

Дополнительные задержки были связаны с двумя публичными демонстрациями Туринской плащаницы (в 1998 и 2000 годах) и с судебной тяжбой против фирмы Corit, которая в 2009-м выиграла тендер на проведение работ, но была отстранена в 2011-м (годом позже ее заменила фирма Arcas). Реставрационные работы под руководством архитектора Марины Фероджо велись с использованием самых передовых технологий. Поврежденные элементы соединяли с новым мрамором, а затем патинировали, добиваясь полной визуальной однородности. «Это была не перестройка, а реставрация», — подчеркивает инспектор по делам археологии, изобразительного искусства и ландшафта Пьемонта Луиза Папотти. Сейчас здание капеллы снова стоит без опор, держась исключительно за счет оригинальной конструкции.

Стоимость работ составила более €30 млн, из которых €28 млн предоставило Министерство культуры, а €2,7 млн — фонд Compagnia di San Paolo. Посетителям больше не придется подниматься в капеллу по ступеням из кафедрального собора, теперь вход в нее будет через королевский дворец. Плащаница останется в кафедральном соборе. «Открытие капеллы, — говорит директор королевского дворца Энрика Паджелла, — это цель, которой нам удалось достичь благодаря усилиям очень многих людей, в первую очередь специалистов из Управления по делам археологии, изобразительного искусства и ландшафта Пьемонта, они никогда не отступали, несмотря на серьезность препятствий».  

Просмотры: 1172
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru