18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И ножницами можно накроить настоящих шедевров. По крайней мере Анри Матиссу это удавалось

В Тейт Модерн впервые собрали все вырезанные из бумаги композиции классика ХХ века.

На подготовку выставки, посвященной декупажам(композициям из вырезанных и раскрашенных фрагментов бумаги) Матисса ушло более пяти лет. Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке прислал на нее целых 120 произведений в этой технике, в которой Матисс работал последние 13 лет своей жизни. Вместе они собраны в Тейт впервые после того, как были сфотографированы на стене студии художника в Ницце в 1953 году. Причем редкий случай, когда и музеи, и коллекционеры охотно откликнулись, радуясь возможности, по словам куратора Николаса Каллинана, увидеть их «собранными в одном месте в первый и, возможно, в последний раз». Экспозиция, в частности, включает большую группу Голубых обнаженных и впервые вывезенную за пределы Франции книгу Джаз (1947) , для которой они были заказаны: 20 печатных листов из лимитированного книж ного издания и оригиналы самого Матисса. Есть и крупноформатные работы — Воспоминание об Океании из МоМА и 10-метровая Большая композиция с масками из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Рядом — Улитка, хранящаяся в галерее Тейт (любимое произведение директора Тейт Модерн Николаса Сероты, ради этой выставки взявшего на себя роль сокуратора, что он делает редко).

То, что удалось собрать все декупажи Матисса, стало возможным и благодаря новейшим возможностям транспортировки. МоМА пытался заполучить Улитку для ретроспективы Матисса в 1992 году, но тогда не позволили ее размеры. Теперь она, наконец, пересекла Атлантику.

К технике декупажа 72-летний Матисс обратился вынужденно, после тяжелой операции в 1941 году оказавшись прикованным к постели и вместо карандаша или кисти взявшего в руки ножницы. Впервые эту технику он использовал при создании эскизов костюмов для «Русского балета» в начале ХХ века и для панно Танец, созданного по заказу миллионера Альберта Бернса в 1932–1933 годах. Теперь же она позволяла ему быстро создавать макеты для книг и журналов.

Особенно в большом количестве Матисс стал делать декупажи в 1950-х годах, приступив к большим полуабстрактным композициям. Его ассистенты раскрашивали листы бумаги, из которой художник затем вырезал фигуры и прикалывал их к стенам студии. Несмотря на скорость, с которой они появлялись, фигурызатем менялись местами на протяжении нескольких месяцев. Все это происходило в той же комнате, в которой Матисс находился постоянно, и постепенно она стала превращаться в тотальную инсталляцию. При жизни мэтра большинство критиков отдавали предпочтение его живописи, не воспринимая слишком серьезно его декупажи. Теперь же, на лондонской выставке, их впервые представили как кульминацию всего творчества мастера. Николас Каллинан считает, что именно они синтезировали «все составляющие его творчества… цвет, линию, формы, опередив свое время».
Тейт Модерн
Анри Матисс. Декупажи

Лондон
До 7 сентября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+