The Art Newspaper Russia
Поиск

Ювелирный дивертисмент

В честь открытия нового флагманского бутика французский ювелирный дом Van Cleef & Arpels привезет в Москву уникальные исторические украшения

Кропотливое собирание собственных произведений по аукционам, маленьким галереям и частным коллекциям — одно из главных направлений стратегического развития для многих ювелирных домов с историей. Зачем это нужно? Бренд уже вписан золотыми буквами в историю, эскизы в большинстве случаев хранятся в архивах и многочисленных клиентских книгах, технологические методы передаются от мастера к мастеру. Но, как обычно, есть нюанс. Хорошо и качественно собранная коллекция знаковых работ создает значительную прибавку к весу и репутации дома. Она не только поднимает престиж марки у клиентов, но и обогащает технический и дизайнерский лексикон мастеров — с появлением архива современные коллекции становятся, как правило, гораздо интереснее, пусть иногда и за счет слишком прямолинейного вдохновения. 

«Шедевры Van Cleef & Arpels», коллекция, которая будет выставлена в новом бутике в Петровском пассаже, — это 70 драгоценных лет истории дома, с 1910 по 1980 год, в шести десятках украшений — важных и весомых (в прямом смысле слова), а также довольно простых, которые тем не менее стали знаковыми для своего времени. 

Самые ранние украшения в коллекции — часы-подвеска с гильоше и эмалью и брошь Grappe de raisin из крошечных жемчужин, на фоне изделий с крупными камнями они кажутся чересчур скромными. 

Период ар-деко стал для многих ювелирных домов отличным шансом продемонстрировать максимум технических и дизайнерских возможностей, и дом Van Cleef & Arpels был одним из передовиков в этой гонке. Подтверждение тому — Гран-при парижской Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года за браслет Roses, насчитывающий 463 бриллианта классической огранки, 293 рубина и 108 изумрудов огранки смешанного типа. Roses чуть ли не главное украшение этой коллекции, одновременно свидетельство исторического триумфа и идеальный образец того, как ювелирный дом работает с цветочными мотивами. Союз художественного директора дома Рене Пюиссан и художника Рене Сима Лаказа сделал ­1930-е звездным временем для Van Cleef & Arpels. Именно в это десятилетие появляется знаменитая «невидимая» закрепка камней serti mystérieux.

Долгие годы продуктивной работы Van Cleef & Arpels с египетской королевской семьей воплотились в несколько десятков уникальных украшений, однако в коллекцию по понятным причинам попали лишь отдельные экземпляры. Настоящая жемчужина — колье Collerette 1937 года с десятью крупными колумбийскими изумрудами общим весом 165 карат. Но вес изумрудов — не самое уникальное, что есть в этом украшении. Внимания заслуживают, скорее, многообразие бриллиантовой огранки и специальная изумрудная застежка-противовес, на создание которой у мастеров ушло несколько месяцев. 

В том же году свет увидела знаковая модель часов Cadenas. В 1930-е часы были настолько важной частью жизни и общественным маркером, что почти все ювелирные дома с головой погрузились в создание «своей» модели. Cadenas стали для Van Cleef & Arpels дизайнерской находкой и бестселлером на долгие годы. 

Следующее десятилетие, 1940-е, были временем экспериментов Van Cleef & Arpels с металлом — камни отошли на второй план по понятным историческим причинам. Оптические иллюзии превращали металл в кружево, сетку, тесьму, вышивку, ленту или пайетки (справедливости ради надо сказать, что первые коллекции с пайетками появились еще в 1936-м).

Многие из классических образцов драгоценного паве Van Cleef & Arpels были созданы в 1950-е годы. Идеальный пример — набор украшений с цветочным мотивом, принадлежавший Марджори Мерриуэзер Пост. Наследница агропромышленной империи заказывала украшения много и часто. 

Помимо богатых американских наследниц, клиентками дома были все знаменитости ХХ века — от членов королевских семей до кинозвезд. Van Cleef & Arpels делали много украшений для императрицы Ирана Фарах Пехлеви. Княжеская семья Монако — и княгиня Грейс, и принцесса Каролина — были преданными клиентками дома на протяжении многих лет. Они заказывали и сложные дорогие вечерние украшения, и с удовольствием носили совсем простые дневные коллекции. На неофициальных фотографиях можно часто видеть княгиню Грейс либо с несколькими нитками сотуара Alhambra, либо с забавными брошами-зверьками, которые в прошлом году дом перевыпустил в коллекции Lucky Animals.

Выставка исторической коллекции хороша тем, что позволяет проследить развитие и эволюцию сюжетов Van Cleef & Arpels сквозь десятилетия, отмечая преемственность и отличия, яркие дизайнерские и технические приемы, характерные для одного из старейших ювелирных домов мира. 

Партнерский материал
Просмотры: 1125
Популярные материалы
1
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
2
Сады в русской живописи
Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства.
27 мая 2020
3
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
4
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
5
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
6
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
7
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
8
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
9
Пять садов современных русских художников
Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США.
29 мая 2020
10
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru