18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Анита Заблудович: «В начале карьеры художник уязвим»

№67
Материал из газеты

Пойу и Анита Заблудович входят в топ самых богатых людей Великобритании и в мировые списки меценатов. Анита Заблудович рассказала о коллекционировании медиаарта, превращении церкви в храм искусства и выставке своего собрания в Мультимедиа Арт Музее

Справка

БИОГРАФИЯ

Анита Заблудович
Коллекционер

1961 родилась в Ньюкасле (Великобритания). По образованию дизайнер интерьера, окончила Школу дизайна Инчбальд в Лондоне. Замужем за бизнесменом финского происхождения Пойу Заблудовичем. Коллекция супругов насчитывает около 5 тыс. произведений 500 авторов. 2007 пара открыла собственную галерею в Лондоне. 2016 открыли арт-резиденцию в Сарвисало (Финляндия). 2015 Анита Заблудович награждена орденом Британской империи за поддержку искусств. До 4 ноября в МАММ проходит выставка «Вы смотрите на то, чего никогда не было. Из коллекции Заблудович»

Еще…

Как возникла идея выставки «Вы смотрите на то, чего никогда не было» в Мультимедиа Арт Музее?

Эта выставка — дело рук нашего штатного куратора Пола Лакрафта. Ее название — цитата из диалога художников Лукаса Блейлока и Джеффа Уолла, оба они участвуют в выставке. Это групповая экспозиция, которая показывает недавнее прошлое арт-фотографии и те изменения, которые принесли в фотографию цифровые технологии съемки и обработки изображений. Впервые она была показана в нашей галерее в Лондоне в 2017 году. Команда MAMM предложила нам привезти ее в Москву. До сих пор мы никогда не выставляли работы из нашей коллекции в России. Мы были в восторге от того, что выставка им понравилась и что, по их мнению, она могла бы быть интересна московской публике.

У вас с вашим мужем Пойу общая коллекция. Как вы принимаете решения о покупке — сообща или у вас разные вкусы?

Я гораздо больше, чем муж, интересуюсь молодыми, начинающими художниками. А у него есть несколько любимых художников, творчество которых он собирает последовательно в течение многих лет. Поэтому в коллекции представлены разные поколения. Это, на мой взгляд, делает ее интереснее. Более ранние произведения создают контекст для работ молодых авторов, как бы поддерживают их.

Почему вы решили сосредоточиться именно на молодых?

Потому что в этот период своей карьеры художник наиболее уязвим и нуждается в поддержке.

Кто из художников, которых вы поддержали в начале карьеры, впоследствии прославился?

Их было немало, например Майкл Лэнди, Вольфганг Тильманс, Кит Тайсон.

Вы начали собирать свою коллекцию в 1990-е годы. На ваш взгляд, как изменился арт-рынок с тех пор?

С 1990-х годов рынок очень вырос. Ярмарки стали играть гораздо большую роль, их количество по всему миру сильно увеличилось. Одно время было множество галерей разного размера и типа, в том числе много молодых независимых галерей, которые поддерживали начинающих художников. Сейчас возможностей для этого меньше, так как участие в ярмарках стало менее доступным для новых галерей. Коллекционеры и кураторы теперь больше путешествуют по миру, это говорит о глобализации рынка.

Когда вы решили открыть свое собрание для публики?

В 2005 году. До этого оно хранилось у нас дома, но к нам так часто обращались с просьбой его посмотреть, что мы поняли: нужно отдельное пространство для экспонирования некоторых работ. В то время мы коллекционировали в основном начинающих художников, и для них тоже было важно, чтобы их работы не лежали в ящиках гдето на складе, а были доступны людям.

Почему вы выбрали в качестве площадки здание бывшей методистской церкви?

Оно было в списке зданий, находящихся под угрозой разрушения, его очень давно не ремонтировали. Местные власти хотели его продать, пока оно не рухнуло. А для нас это было уникальное по размеру и архитектуре место в районе Лондона, где на тот момент не было крупных музеев или других арт-институций.

А местные жители и церковь как на это реагировали?

Соседи были очень довольны. С годами у нас появилась преданная постоянная аудитория из числа жителей квартала. Здание перестало использоваться как церковь за 40 лет до нашего появления.

Советуетесь ли вы с куратором или консультантом, прежде чем купить то или иное произведение?

Я активно собираю информацию о художниках, посещаю галереи, ярмарки, выставки выпускников художественных вузов, мастерские художников, слежу за ними в Instagram, советуюсь с моей дочерью и нашей лондонской командой кураторов. С консультантами мы никогда не работали.

Как бы вы описали концепцию вашей коллекции? Менялась ли она с годами?

Она не ограничена определенными жанрами или темами. Но, если вдуматься, нас всегда привлекали художники, использующие новые технологии, те, кто любит экспериментировать с форматами и пытает ся рассказывать свои истории по-новому.

Первой работой, которую вы купили, была картина, но сейчас в вашей коллекции много медиаарта. У вас изменились вкусы?

Живопись всегда была ключевой составляющей коллекции, и мы продолжаем собирать работы многих живописцев, например Альберта Оэлена. Однако практически сразу после покупки той первой работы мы переключились с британского модернизма на произведения современных художников. Их идеи и методы работы нам ближе. Кроме того, нас привлекала возможность поддержать ныне живущих авторов в самом начале их карьеры.

Какие проблемы встают перед коллекционером медиаарта?

Технологии развиваются и меняются с ужасающей скоростью! Добиться того, чтобы работа, созданная в каком-то одном медиа, продолжала функционировать и в будущем, — нелегкая задача.

Есть ли в вашей коллекции работы, созданные с помощью технологий виртуальной реальности (VR)?

Да, мы собираем их с 2015 года. Сейчас в нашей лондонской галерее есть специальное место для показа VR-искусства. Там демонстрируется всего одна работа — каждый месяц новая. Интересно наблюдать, как развивается этот вид искусства. Его потенциал еще не реализован полностью. Оборудование пока громоздкое и дорогое, поэтому доступ к VR-контенту открыт не всем. Да и сами работы будут становиться все сложнее и интереснее по мере роста пропускной способности сетей и быстродействия процессоров.

Расстаетесь ли вы с работами из своей коллекции: продаете их, дарите музеям?

Мы никогда не продаем работы, но регулярно покупаем их в подарок государственным музеям. А потом, возможно, подарим значительную часть своего собрания.

Зачем вы открыли собственную арт-резиденцию в финском местечке Сарвисало?

Это позволяет нам более комплексно поддерживать художников. Мы даем им возможность провести какое-то время вне мастерской, чтобы заняться исследованиями, обдумать свои идеи, поработать над новыми проектами спокойно, без прессинга надвигающейся выставки. Художников приглашают наши кураторы, они выбирают тех, с кем коллекция хотела бы наладить связи и кому пойдет на пользу работа в сельской глуши. Также они стараются подбирать художников, которым было бы комфортно вместе.

Вы покупаете работы, созданные в резиденции?

Она не ориентирована на создание новых работ, поэтому обычно мы ничего не покупаем. Часто художники, уезжая, дарят эскиз или незаконченную работу для нашего архива. Иногда бывает, что они придумывают произведение специально для этого места и мы его им заказываем, давая возможность реализовать свою идею.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+