18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль «Территория» сделал MMOMA «Музеем вымысла»

В Москве проходит XIII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», объединяющий театр, музыку, изобразительное искусство, перформанс и проекты, созданные на стыке жанров и не всегда вписывающиеся в какую-то одну художественную дисциплину

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре принимает два события фестиваля: спектакль виртуальной реальности «Вист/Whist» британской танцевальной компании АФЕ и видеоинсталляцию «Музей вымысла I. Империя» аргентинского художника Матиаса Умпьерреса, ученика известного в России канадского режиссера Робера Лепажа.

«Музей вымысла» — это интерпретация «Макбета» Шекспира, действие которого происходит в постфранкистской Испании. Роль леди Макбет исполняет Робер Лепаж, а испанская «альмодоваровская» актриса Анхела Молина играет Макбета. В истории о жажде власти и зарождении имперского сознания гендер действительно не имеет значения, а настоящему актеру не важно, играть мужскую или женскую роль. В конце концов, и в театре кабуки, и в шекспировском театре мужчины исполняли все роли.

В первом зале, драматично подсвеченном красным, зрители настраиваются на атмосферу, знакомятся с действующими лицами представления, которые безмолвно существуют на экранах (немного напоминая ожившие портреты другого героя фестиваля, Роберта Уилсона). После знакомства гостей приглашают во второй зал, в котором 20 зрительских мест со всех сторон окружены большими экранами.

Умпьеррес — живущий в Испании аргентинец, а его родители уругвайцы, в которых есть испанская, французская баскская и итальянская кровь, так что Матиас отчетливо ощущает себя «на границе», для него в равной степени важны проявления каждой национальной особенности. Возможно, именно поэтому он стремится быть междисциплинарным художником, смешивая разные виды искусства, но всегда уделяя особое внимание театру. Каким он должен быть в 2018 году? Нужны ли ему актеры? А зрители? Обязательно ли действие должно быть живым и происходить на сцене? Что, если перенести его в музейное пространство и представить на экранах?

Посетители музеев часто заглядывают в залы с видеоартом, задерживаются на несколько минут и выходят. Выйти из «Музея вымысла» невозможно, потому что от него невозможно оторваться (хотя в данном случае и зайти на него случайно не получится). При минимальных изобразительных средствах и декорациях перед вами полноценный спектакль, отлично сыгранный, идеально технически собранный, физически погружающий зрителя в центр действия без дополнительных VR-приспособлений, заставляющий переживать.

Вызывать схожие эмоции, по задумке создателей, должен и спектакль «Вист/Whist». Аои Накамура и Эстебан Фурми хотят сделать танец ближе к зрителям настолько, что предлагают им надеть очки виртуальной реальности и посмотреть фильм, вдохновленный психоанализом Зигмунда Фрейда. Чтобы перейти из одной главы повествования в другую, нужно физически найти в зале нужный объект и прикоснутся к нему. Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность — конечно, соблазнительные для создателей современного искусства технологии, но в случае с «Вистом» они, к сожалению, существуют сами по себе и не добавляют зрителю захватывающих переживаний, которые ему обещаны. «Музей вымысла» же справляется с этим с помощью вполне традиционных технических средств намного лучше.

Московский музей современного искусства (Гоголевский бул., д. 10)
Видеоинсталляция «Музей вымысла I. Империя»
До 24 октября
Спектакль «Вист/Whist»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+