18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов

№67
Материал из газеты

В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным

Похоже, спрятанные от глаз публики цокольные галереи Британского музея так и останутся закрытыми — согласно новому генеральному плану экспонирования коллекций. Какие же сокровища там таятся? Среди древностей здесь находится, например, «Сцена пира» (645–635 до н. э.), одиночный ассирийский барельеф, лучший в мире по сохранности из памятников, подобных уничтоженным в Ираке запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство».

Восемь подземных залов были тихо закрыты для посетителей более десяти лет назад, и в итоге все о них забыли. Пресс-секретарь музея сообщил, что «в настоящее время открытия цокольных галерей в планах нет». Здесь хранятся две коллекции: ассирийские древности и античная скульптура. Построенные в 1859 году, галереи были первоначально двухъярусными. В 1960-х их уменьшили вдвое, чтобы создать новый этаж на основном уровне. В 2006 году подвал полностью закрыли, в основном из-за проблем с доступом (при отсутствии лифта вход для инвалидов был затруднен). Администрация была также обес­покоена сложностью эвакуации посетителей в чрезвычайных ситуациях. К тому же здесь требовались дополнительные охранники, и таким образом решили еще и сэкономить бюджет. 

В двух подвальных галереях находятся ассирийские рельефы из Ниневии, датируемые VII веком до н. э. Они рассказывают историю войн царя Ашшурбанапала с государством Элам. Некоторые скульптуры по-прежнему прикреплены к стенам, другие хранятся на деревянных подставках на полу. Самая примечательная из них — упомянутая «Сцена пира», барельеф, который недавно был оценен в £100 млн, что делает его одним из самых ценных предметов в собрании Британского музея. В Лондоне он не появлялся на публике с 2006 года, в 2014–2015 годах пребывал на гастролях в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В подземных ассирийских галереях демонстрировались и другие интересные артефакты, в том числе бронзовая ванна-гроб VIII века до н. э. из Ура. Она также остается за закрытыми дверями. 

Многие ассирийские рельефы временно покинут свое подземелье, чтобы принять участие в крупной выставке под названием «Я Ашшурбанапал» (с 8 ноября 2018 года по 24 февраля 2019 года). Другие экспонаты время от времени ездят вместе с передвижными выставками. Впрочем, большинство важных ассирийских рельефов вошли в постоянную экспозицию на основном этаже.

Шесть цокольных залов посвящены Греции и Риму: архитектура, эпиграфика, древние находки из Эфеса, скульптура и портреты. Крупные греческие и римские скульптуры остаются в подвале, но на них можно взглянуть по предварительной записи. Некоторые экспонаты перенесли в иные залы. Другие вошли в путешествующую выставку «Рим. Город и империя», которая недавно открылась в Национальном музее Австралии в Канберре. 

Директор Британского музея Хартвиг Фишер вместе с попечителями сейчас разрабатывает генеральный проект переустройства большей части экспозиции; процесс этот длительный, и растянется он, возможно, на десятилетия. Скорее всего, это будет самый радикальный пересмотр экспозиции более чем за полтора века существования Британского музея. Пока планы еще на стадии обсуждения, но подземные галереи для публики открывать не собираются. Вероятно, они так и будут использоваться в качестве хранилища и реставрационных мастерских. Не исключено, впрочем, что отдельные ассирийские барельефы музей перенесет из подвала на основной этаж. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+