The Art Newspaper Russia
Поиск

Цифровые технологии помогли Британскому музею сделать доступной статую II тысячелетия до н.э.

Британский музей создает копии ценнейшего экспоната из своей коллекции — статуи сына правителя Халеба Идрими, жившего в XV веке до н.э. Цифровую копию может увидеть любой интернет-пользователь, а для передвижных выставок создается точная реплика изваяния в натуральную величину

Рассмотреть во всех подробностях 3,5-тысячелетнюю статую беженца из Халеба (Алеппо), в течение 80 лет не покидавшую Британский музей, теперь может любой интернет-пользователь. С помощью новейших технологий фотограмметрии и трехмерного сканирования музей создал точные трехмерные изображения Идрими — жившего в XV веке до н.э. сына правителя Халеба (на территории современной Сирии), вынужденного бежать во время войны из родного города и впоследствии захватившего власть в Алалахе (на юге современной Турции). Трехмерные изображения и цифровой макет фигуры доступны на онлайн-платформе Sketchfab.

Обнаруженная при раскопках Алалаха в 1939 году британским археологом Леонардом Вулли, статуя Идрими считается одной из жемчужин музейной коллекции. Значительная часть ее поверхности покрыта автобиографией правителя древнего аморейского (западносемитского) царства Ямхад длиной в 104 строки. Она повествует о его скитаниях и позднейших военных победах. Ученые считают этот текст важнейшей клинописной находкой. «Политические автобиографии исторических личностей не встречались на Ближнем Востоке, в тот период уж точно, — говорит Джеймс Фрезер, куратор выставочных проектов из отдела Ближнего Востока.

Состояние скульптуры не позволяет выдавать ее другим музеям или выставлять без спецзащиты. Изваяние из магнезита, мягкого и хрупкого камня, хранится под стеклом. «В пыли содержится влага, при взаимодействии с которой слоистый камень разрушается», — объясняет Фрезер. Но стекло мешает изучению текста. До последнего времени историки полагались на старые фотографии и прорисовки. «Цифровой макет совершит революцию в исследовании этого памятника, — считает куратор. — Ученые смогут читать текст так, будто держат статую в руках и водят пальцем по строкам». Кроме того, цифровая копия — прекрасный ориентир для реставраторов, точно отражающий состояние скульптуры на 2017 год.

Помогавшая музею организация Factum Foundation, специализирующаяся на регистрации данных и создании точных реплик исторических памятников, использовала два метода: ближнюю фотограмметрию, представляющую собой создание многочисленных снимков под разными углами, и сканирование, позволяющее получить трехмерные данные при помощи проецирования паттернов на поверхность предмета. Factum Foundation работает над созданием копии Идрими в натуральную величину, которую покажут на передвижной выставке, посвященной Сирии. Подготовленная британской благотворительной организацией Making Light, выставка откроется в Лондоне, а затем отправится в путешествие по стране: Ковентри, Манчестер, Кардифф, Глазго.

«Мощная фигура Идрими — пример жизнестойкости человечества и культуры, а также символ тех, кому, в прошлом или в настоящем, пришлось бежать из дома на чужбину», — говорит основатель организации Джессика Покок. Реплика Идрими не войдет в коллекцию Британского музея, Factum Foundation подарит ее Making Light.

Просмотры: 1085
Популярные материалы
1
Поможем друг другу
Директор Третьяковки Зельфира Трегулова — о том, зачем программа лояльности «Друг Третьяковской галереи» нужна не только посетителям, но и самому музею.
15 сентября 2017
2
Картину Василия Кандинского привезут в Москву на один день
Топ-лот ноябрьского аукциона импрессионизма и модернизма Christie's покажут в фонде IN ARTIBUS.
15 сентября 2017
3
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
4
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
5
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
От дома — к музею
Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательской работы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?
15 сентября 2017
8
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Кевин Спейси сыграет Жана Пола Гетти
Фильм будет посвящен трагической истории похищения внука знаменитого миллиардера и филантропа.
19 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru