The Art Newspaper Russia
Поиск

Самые популярные в мире выставки и музеи

Громкие имена и юбилейные торжества, увеличение площадей и инсталляции-аттракционы – все это стало залогом успеха крупнейших музеев мира и самых популярных выставок в 2017 году

Отметивший четырехлетие Музей Фонда Louis Vuitton в Париже в прошлом году совершил огромный рывок, приняв более 1,2 млн человек, которые пришли посмотреть на работы французских импрессионистов и модернистов, собранные российским промышленником Сергеем Щукиным между 1898 и 1914 годом. 

Древние скульптуры в Токио против модернистов в Париже

На выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» российские музеи, прежде всего Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предоставили первоклассную подборку произведений Поля Гогена, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, не говоря уже о других мастерах европейского модернизма, а также шедевров русского авангарда из Государственной Третьяковской галереи. Таким образом, выставка в парижском частном музее, основанном французским миллиардером Бернаром Арно, поставила мировой рекорд посещаемости.

Хотя выставка коллекции Щукина превзошла все прочие по общему числу зрителей, мы все-таки оцениваем и сравниваем выставки по среднему количеству посетителей в день, а не по абсолютному результату (см. методологию подсчета). Именно поэтому, невзирая на то что в Фонд Louis Vuitton приходило 8926 человек в день (далее — ч/д), выставка в Париже занимает второе место после экспозиции 22 буддийских скульптур японского художника Ункэя (1150–1223) в Токийском национальном музее. В день эта ретроспектива собирала около 11,3 тыс. человек.

Бразилия, Великобритания и Тайвань традиционно доминируют в списке 20 самых популярных выставок мира, но в 2017 году в него также вошли Австралия, Испания и Франция. Многие выставки в Музее императорского дворца в Тайбэе в этом году переместились в категорию «Общий билет» (выставки, на которые не продается отдельный билет или где в стоимость билета включено посещение постоянной экспозиции). Французские музеи, не вошедшие в топ-20 в 2016 году, сейчас заняли четыре места. А вот бесплатная передвижная выставка, посвященная 100-летию голландской группы De Stijl («Мондриан и De Stijl», 6700 ч/д), в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро — единственная из Бразилии в топ-20. В 2016 году их было шесть.

Юбилей или обновление — хороший повод сходить в музей

Юбилеи всегда помогают увеличить число посетителей, и прошлый год не стал исключением. Программы, посвященные 20-летию Музея Гуггенхайма в Бильбао, обеспечили появление Испании в нашем рейтинге. Ретроспектива видеохудожника Билла Виолы, работы, созданные Георгом Базелицем примерно в 20-летнем возрасте, а также фильм американского режиссера экспериментального кино Кена Джейкобса, включающий в себя съемки XIX века, сделанные братьями Люмьер, — каждое из этих событий привлекло более 6100 ч/д. Празднование также способствовало увеличению общей посещаемости Музея Гуггенхайма более чем на 150 тыс. человек — до 1,3 млн, это второй по величине результат в его истории. Другой юбилей вознес к вершине рейтинга мадридский Центр искусств королевы Софии: 5200 ч/д увидели «Гернику» Пикассо в честь 80-летия с момента ее создания.

Среди музеев, выигравших от юбилейных торжеств, — Музей Фонда Бейелера в Базеле, отпраздновавший 20-летие выставкой Моне (2300 ч/д), ставшей второй по популярности в его истории, а также Музей современного искусства в Чикаго, где 50-летие отметили приростом аудитории на 125 тыс. В Австралии выставка «Сахарная спираль» (4700 ч/д) в Художественной галерее Квинсленда в Брисбене легко попала в топ-20. Групповая выставка современных художников, на которой посетители музея, благодаря инсталляции-аттракциону Left/Right Slide Карстена Хеллера, получили возможность скользить между этажами, вошла в число событий, устроенных музеем в честь своей десятой годовщины. В 2017 году у него было рекордное количество посетителей — 1,4 млн, что на 760 тыс. человек больше, чем в 2016-м. Еще один большой скачок по количеству посетителей в Австралии и Новой Зеландии случился в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, куда в 2017 году пришло на 540 тыс. человек больше благодаря рекордному интересу к выставкам Винсента ван Гога (6100 ч/д) и дома моды Dior (3800 ч/д).

Уже не первый год толпы сходят с ума от Яёи Кусамы (передвижная выставка японской художницы заняла вершину нашего рейтинга в 2014 году), поэтому, решив выставить 270 ее работ на свое десятилетие, Национальный художественный центр в Токио попал в яблочко. Эта экспозиция (6700 ч/д) — пятая по популярности в нашем рейтинге и самая популярная выставка ныне живущего художника. Кусама также способствовала почти удвоению посещаемости Музея Хиршхорна в Вашингтоне с 659 тыс. до 1,1 млн. Но в этом музее ее обогнало интерактивное шоу Йоко Оно (3000 ч/д), где зрители могли добавить свои пожелания к «Дереву желаний» художницы.

Еще один музей из Вашингтона, Национальная художественная галерея, в прошлом году добился роста посещаемости на 1 млн человек — этому успеху он обязан открытию осенью 2016 года расширенного Восточного здания с коллекцией из 750 произведений современного искусства. Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) также получил прирост публики от расширения, стоившего $305 млн: 1,1 млн человек пришли увидеть новое крыло музея, возведенное по проекту шведского бюро Snøhetta.

Золотой трон Америки

Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке снискал неожиданный успех благодаря золотому унитазу Маурицио Каттелана, установленному в туалете. Вокруг исправно функционирующего унитаза возник шум, когда главный куратор музея Нэнси Спектор предложила его Белому дому вместо запрошенной администрацией Дональда Трампа картины ван Гога. Золотая сантехника попала в нашу категорию «Общий билет», так как трудно определить, кто из 3 тыс. посетителей музея в день пришел просто посмотреть на творение Каттелана, а кто воспользовался им по прямому назначению. Лидером же в Нью-Йорке остается Музей современного искусства (MоMA): ретроспектива Роберта Раушенберга (5500 ч/д) была самой популярной выставкой в городе, и интересно, что в Нью-Йорке на Раушенберга пришло почти в четыре раза больше посетителей, чем на ту же выставку в Лондоне (1500 ч/д).

Фанерой по Pink Floyd

Для лондонского Музея Виктории и Альберта (V&A) 2017 год стал самым успешным в его истории — чуть менее 3,8 млн посетителей благодаря эклектичной программе, включавшей выставку о нижнем белье, неизвестную историю фанеры и психоделическое исследование британской музыкальной группы Pink Floyd. Удивительно, но посмотреть на фанеру пришло больше людей (2324 ч/д), чем на Pink Floyd (2258 ч/д). Вероятно, потому, что первая была бесплатной, а билеты на последних были одними из самых дорогих в Лондоне.

В целом это был неоднозначный год для музеев Лондона. Меньше блокбастеров и туристов, а значит, меньше публики. Посещаемость Национальной портретной галереи и Британского музея снизилась на 677 тыс. и 514 тыс. человек соответственно. Но самый тяжелый удар получила Национальная галерея: число ее посетителей сократилось более чем на 1 млн, — и это несмотря на  выставку «После Караваджо» (2100 ч/д) о влиянии итальянского гения на современников, которая стала самой популярной в музее и шестой среди наиболее успешных платных выставок в Лондоне.

Количество посетителей Тейт Модерн в 2017 году сократилось на 183 тыс. Тем временем расположенная на другом берегу Темзы Тейт Бритен побила свой собственный рекорд, приняв почти 1,8 млн человек. Увеличению количества публики на целых 60% помогла ретроспектива британской звезды Дэвида Хокни (4300 ч/д), которая стала самой популярной выставкой ныне живущего художника во всех подразделениях Галереи Тейт (прежний рекорд принадлежал Дэмиену Херсту в Тейт Модерн в 2012 году — 2900 ч/д). Но, несмотря на успех Хокни на родине, еще больше людей стояло в очереди, чтобы увидеть его выставку, в Париже (5800 ч/д), что сделало Центр Помпиду вторым по популярности во французской столице в прошлом году.

Новый герой из Китая

В рейтинге самых посещаемых музеев произошла заметная рокировка и появился новый герой. Национальный музей Китая, бегемот на площади Тяньаньмэнь, который может похвастать коллекцией, насчитывающей более 1 млн произведений искусства, впервые появляется в нашем рейтинге сразу на втором месте (8,06 млн посетителей в год) и совсем немного не дотягивает до первого, давно занятого Лувром, который все еще приходит в себя от падения посещаемости в 2016 году после терактов в Париже (с 8,6 млн в 2015-м до 7,4 млн в 2016-м). В прошлом году в Лувр пришло 8,1 млн человек, и он пока остается самым популярным музеем мира.

Методология

• Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.

• Все использованные данные предоставлены музеями и галереями.

• Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.

• Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-50

* Без учета посещаемости филиала Метрополитен-Бройер (398 922 человек), но с учетом посещаемости Клойстерс.

** Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В этом году мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 613 801; общая посещаемость — 3 136 497); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея современного искусства Шотландии — 605 766; Национальная портретная галерея Шотландии — 358 199; общая посещаемость — 2 564 726); Центр Гетти (Вилла Гетти — 379 214; общая посещаемость — 1 831 015); Художественная галерея современного искусства Квинсленда (Художественная галерея Квинсленда — 751 406; общая посещаемость — 2 177 232).

50 самых посещаемых художественных выставок мира

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.

Самые посещаемые бесплатные выставки и посещение в формате «Общий билет». Топ-15

В этом году категорию «Общий билет» возглавляет «Ночь искусств» — бесплатный фестиваль, проходивший в течение одной ночи на различных площадках Лондона и включавший в себя более 50 мероприятий: инсталляции, перформансы, кинопоказы. Одной из самых популярных была работа живущей в Лондоне художницы из Германии Мелани Маншо под названием «Танцы» («Вся ночь, Лондон»). Художница сделала ее совместно с десятью разными школами танцев, которые прошли по улицам города в ритме танго или кубинской руэды, а затем собрались на площади в районе Бродгейт, где предлагали всем желающим присоединяться к танцам до утра. В категорию «Общий билет» (или Big Ticket) входят мероприятия, которые нельзя отнести к обычным музейным выставкам. В их числе выставки, билет на которые дает доступ и к иным достопримечательностям, как, например, в случае Версальского дворца; выставки, расположенные на территории других культурных объектов, как в случае пекинского Музея дворца в Запретном городе; выставки в лобби музеев вроде Турбинного зала и «Нефтехранилищ» в Тейт Модерн; выставки, проходящие на нескольких площадках одновременно, в том числе биеннале и фестивали. Несмотря на то что в 2017 году проходила очередная Венецианская биеннале, она с показателем в 3709 посетителей в день не попала в топ-10. Стоит, однако, отметить, что, в отличие от других биеннале, в том числе в корейском Пусане, а также таких фестивалей, как ArtPrize и Scape, вход на Венецианскую биеннале платный.

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.

 

Рейтинг подготовили Сара Витале, Дафне Бердини, Анна Мусини

Материалы по теме
Просмотры: 7433
Популярные материалы
1
Дэвид Хокни — самый дорогой живой художник
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке его «Бассейн с двумя фигурами» продан за $90,3 млн.
16 ноября 2018
2
Михаил Шемякин: «Я просто имею наглость рисовать...»
В Московском музее современного искусства открывается выставка Михаила Шемякина. 75-летний художник рассказал о том, что на ней можно будет увидеть, и о своих взглядах на творчество, образование и сегодняшнюю Россию.
19 ноября 2018
3
Москвичам прокрутили «Динамо»
Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло.
15 ноября 2018
4
Русское искусство вписали в овал
Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства.
16 ноября 2018
5
Как Ольга Хохлова пыталась призвать к порядку Пикассо
На выставке в Пушкинском музее, посвященной отношениям легендарной пары, собрано более 200 экспонатов: живопись, графика, фотографии, мебель и даже фильмы, снятые художником. Многое показывается впервые после открытия семейного архива наследниками.
19 ноября 2018
6
Топ-10 архитектурных шедевров для главного из искусств
Музей кино уже год как на ВДНХ. А Киноцентр на Красной Пресне, долгие годы бывший его домом и известный сейчас как кинотеатр «Соловей», снесут. Показываем самые интересные музейные проекты для кино и медиаискусства — будущие и уже осуществленные.
16 ноября 2018
7
Нина Лобанова-Ростовская: «Если бы у нас было больше денег, наша коллекция была бы хуже»
Собрание театральных эскизов — дело жизни Никиты и Нины Лобановых-Ростовских — оказалось в Государственном музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Почему они решили с ним расстаться, рассказала Нина Лобанова-Ростовская.
16 ноября 2018
8
«Инновацию» уравновесили «Традицией»
На VII Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге объявлено об учреждении новой премии в области современного классического искусства
15 ноября 2018
9
Эрмитаж откроет две выставки в Венеции в декабре
Экспозиция, посвященная теме руин в культуре, пройдет в палаццо Фортуни, а старых мастеров можно будет увидеть в Культурном центре Кандиани, Местре
15 ноября 2018
10
Метрополитен-музей отмечает юбилей Тинторетто
По этому случаю музей показывает десять впервые собранных вместе портретов, малознакомых широкому зрителю.
15 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru