18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия и березы в искусстве, истории и литературе последних двух столетий

№67
Материал из газеты

На выставке «Время берез» Государственный музей им. А.С.Пушкина и галерея «Ковчег» продолжают культурологические исследования русской повседневности

Сейчас сложно представить себе более неоспоримую связку, чем Россия и березы, но так было не всегда. На выставке «Время берез» в музее Пушкина этот факт подчеркивают словами пушкиниста Валентина Берестова, отмечавшего, что великий поэт березу символом России не называл. «Она при нем для этой роли не подходила. Ей пороли», — гласит цитата здесь же на стене. Экспозиция, которая, по представлению музея, раскрывает «эволюцию „березовой“ темы на протяжении двух столетий», действительно рассматривает роль этого дерева в культуре с разных сторон, в том числе и связанную с невеселыми страницами в недавней нашей истории. Среди экспонатов, например, написанные карандашом на бересте письма к дочери скульптора Софьи Спасской из лагеря, где в 1940–­1950-х годах она находилась по обвинению в терроре, и ответ на открытке с репродукцией «Березовой рощи» Архипа Куинджи. Не обошлось и без более привычных глазу идиллических образов. На выставке есть акварели Александра Бенуа, залитые солнцем рощи Игоря Грабаря, зимние пейзажи Константина Юона и «Скит в лесу» Виктора Васнецова. В советском разделе березы появляются не только в монументальном полотне Марата Самсонова «Н.С.Хрущев и Ф.Кастро в березовой роще» начала 1960-х, но и в фотографиях ансамбля «Березка» и даже одноименного магазина, где можно было отовариться за валюту. Рефлексия современных художников на тему берез представлена работами Франциско Инфанте, Леонида Тишкова и других.

Государственный музей А.С.Пушкина
Время берез
До 25 ноября
www.pushkinmuseum.ru

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+