18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия и березы в искусстве, истории и литературе последних двух столетий

№67
Материал из газеты

На выставке «Время берез» Государственный музей им. А.С.Пушкина и галерея «Ковчег» продолжают культурологические исследования русской повседневности

Сейчас сложно представить себе более неоспоримую связку, чем Россия и березы, но так было не всегда. На выставке «Время берез» в музее Пушкина этот факт подчеркивают словами пушкиниста Валентина Берестова, отмечавшего, что великий поэт березу символом России не называл. «Она при нем для этой роли не подходила. Ей пороли», — гласит цитата здесь же на стене. Экспозиция, которая, по представлению музея, раскрывает «эволюцию „березовой“ темы на протяжении двух столетий», действительно рассматривает роль этого дерева в культуре с разных сторон, в том числе и связанную с невеселыми страницами в недавней нашей истории. Среди экспонатов, например, написанные карандашом на бересте письма к дочери скульптора Софьи Спасской из лагеря, где в 1940–­1950-х годах она находилась по обвинению в терроре, и ответ на открытке с репродукцией «Березовой рощи» Архипа Куинджи. Не обошлось и без более привычных глазу идиллических образов. На выставке есть акварели Александра Бенуа, залитые солнцем рощи Игоря Грабаря, зимние пейзажи Константина Юона и «Скит в лесу» Виктора Васнецова. В советском разделе березы появляются не только в монументальном полотне Марата Самсонова «Н.С.Хрущев и Ф.Кастро в березовой роще» начала 1960-х, но и в фотографиях ансамбля «Березка» и даже одноименного магазина, где можно было отовариться за валюту. Рефлексия современных художников на тему берез представлена работами Франциско Инфанте, Леонида Тишкова и других.

Государственный музей А.С.Пушкина
Время берез
До 25 ноября
www.pushkinmuseum.ru

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+