18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Запоздалый успех Франческо Моки

№67
Материал из газеты

Исчерпывающий рассказ о недооцененном итальянском скульпторе, оставшемся в тени прославленного Бернини

Имя Джованни Лоренцо Бернини упоминается уже в самом названии новой книги Эстель Линго, а Микеланджело описывается в тексте как важнейший предшественник Франческо Моки (1580–1654), главного героя этого исследования. Когда-то знаменитый историк архитектуры Рудольф Виттковер заявлял, что ранняя работа Моки — мраморная скульптурная группа «Благовещение» из собора города Орвието, созданная в то время, когда скульптору не было и 30, «подобна фанфарам, пробуждающим ото сна саму скульптуру».

Наряду с анализом главных произведений Моки, Линго прослеживает влияние на него ряда художников: Франческо да Сангалло, Баччо Бандинелли, Джамболоньи и самого Микеланджело. Она не только обсуждает их мраморные скульптуры, системы обучения и клиентуру, но и представляет историографию итальянской скульптуры XVI века. Читатель полнее оценит новые пути, которыми шел Моки, и особенности его творчества.

Несомненно, скульптурное «Благовещение» — захватывающее драматическое произведение. После обучения в Риме у Камилло Мариани для Моки это был первый независимый заказ (возможно, до того, как полагает Дженнифер Монтегю, он работал под руководством скульптора Джованни Баттиста Каччини во Флоренции). Линго упоминает многих предшественников автора великолепного «Благовещения», включая античных скульпторов, Микеланджело и Стефано Мадерно; эти параллели выглядят вполне убедительно. 

Две другие известные работы Моки — бронзовые конные статуи Рануччо Фарнезе и его отца Алессандро, установленные на главной площади у собора в Пьяченце. Заказанные в 1611 году, они были завершены только в 1629-м. Эти скульптуры соперничают с конными статуями Гаттамелаты работы Донателло и Бартоломео Коллеони работы Андреа Верроккьо в Падуе и Венеции соответственно. Исследуя этот заказ, Линго попутно изучает традиции конных статуй в Италии и техническое мастерство, которое выказывал Моки при отливке памятников. «Фанфары Моки», о которых говорил Виттковер, здесь можно слышать и видеть: на ветру шевелятся гривы лошадей, а мощные всадники утверждают свою власть на городской площади.

Пятиметровую фигуру святой Вероники Моки изваял для центральной части собора Святого Петра в Риме. Здесь автор вновь проявил изобретательность в резьбе по мрамору и придании эффекта движения. Линго разбирает историю создания скульптуры, а также ее возможные художественные источники, включая так называемую античную «Нимфу» и фигуры с картин Сандро Боттичелли. Заодно она подробно анализирует три другие фигуры, установленные тут же и созданные современниками и соперниками Моки: Бернини, Франсуа Дюкенуа и Андреа Болджи.

Впечатляющее мраморное изваяние Иоанна Крестителя, над которым Моки, очевидно, работал с 1629 года с целью замены фигуры, сделанной Пьетро Бернини, в капелле Барберини в базилике Сант-Андреа делла Валле в Риме, находится теперь в Хофкирхе в Дрездене. Обстоятельства заказа этой статуи и отказа от нее не вполне ясны, но позже ее приобрел Август Сильный, курфюрст Саксонии, что демонстрирует тонкий вкус немецкого правителя. 

Поздние произведения Моки более спорны и, возможно, ниже качеством, чем ранние шедевры. Однако исследователь отстаивает тот взгляд, что мраморные фигуры святых Петра и Павла для базилики Сан-Паоло фуори ле мура были намеренно стилизованы под старину. Скульптурная группа «Крещение Христа», созданная для церкви Сан-Джованни деи Фьорентини в Риме, не слишком велика по размеру; по мнению Линго, тела персонажей здесь отличаются жилистостью, что не похоже на мускулистые формы, свойственные Микеланджело. Необычная скульптура апостола Фаддея, предназначенная для собора в Орвието, осталась незаконченной. Будучи примером особого стиля Моки, она все же лишена легкости его ранних работ. 

В издании много качественных иллюстраций, есть большой библиографический аппарат. Монография дает исчерпывающее научное представление о творчестве Моки и при этом рисует великолепную картину расцвета скульптуры в Тоскане и Риме эпохи барокко. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+