18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Весь Польке. Самая полная ретроспектива художника стала возможной благодаря звездам

На выставке классика немецкого искусства ХХ века в МоМА покажут даже его фильмы.

Куратор выставки Кэти Халбрайх с самого начала понимала, что ретроспектива Зигмара Польке в МоМА станет мегавыставкой. После смерти художника в 2010 году осталось огромное количество картин, гравюр, скульптур, фотографий и рисунков, созданных им на протяжении полувека. Выставка Алиби. Зигмар Польке. 1963–2010, включившая 265 произведений художника, стала одной из крупнейших в истории музея. Халбрайх мало на что надеялась, когда предложила самому Польке сделать мультидисциплинарную выставку. Оберегавший свое личное пространство художник дорожил репутацией «еретика без узнаваемого стиля». Согласившись же собрать в одной выставке все свои произведения, Польке рисковал показаться «интеллектуально и эстетически однообразным». Но Польке согласился, чему у куратора есть объяснение: «Зигмар увлекался астрологией и паранормальными явлениями. Я думаю, что звезды расположились нужным образом».

Переговоры проходили в 2008 году, а через два года Польке умер от тяжелой болезни в возрасте 69 лет. С 2010 года Халбрайх 12 раз ездила в Кельн в студию Польке, где получила неограниченный доступ к его наследию. Среди менее известных работ на этой ретроспективе 13 фильмов Польке, созданных им под влиянием живописи, и четыре картины, написанные сажей по стеклу в 1990 году. Самая крупная работа в экспозиции (Охота на «Талибан» и «Аль-Каиду», 2002, высота 6 м) не поместилась в залах и расположилась в центральном атриуме музея.

Халбрайх постаралась сделать «честную выставку с непредвзятым подходом». Кураторский диктат не понравился бы Польке, выросшему в постнацистской Германии и с подозрением относившемуся к вмешательству «высшего существа, раздающего указания» (одна из его картин носит название Высшие существа приказали: раскрасьте верхний правый угол черным!, 1969). Выставка открывается произведениями 1960-х, когда Польке с Герхардом Рихтером был членом движения «капиталистического реализма». Затем идут 1970-е, когда он много путешествовал. Важный переломный момент наступил в начале 1980-х, когда Польке начал экспериментировать с необычными материалами (набивными тканями, пузырчатой упаковочной пленкой, серебряной фольгой, каучуком и лаками). В октябре выставка пройдет в лондонской галерее Тейт, а весной 2015 года — в музее Людвига в Кельне.
Музей современного искусства
Алиби. Зигмар Польке. 1963–2010

Нью-Йорк
До 3 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+