18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Власти Берлина не разрешили построить реплику Берлинской стены

Реконструкция советского периода планировалась с 12 октября по 9 ноября в рамках амбициозного проекта «Дау» российского кинорежиссера Ильи Хржановского. Однако организаторы столкнулись с непреодолимыми бюрократическими препятствиями

Плану российского кинорежиссера и художника Ильи Хржановского воскресить в октябре в центре столицы Германии Берлинскую стену не суждено осуществиться: муниципальные и государственные власти заявили, что не смогли выдать необходимые разрешения.

В рамках проекта «Дау» планировалось окружить репликой стены один из кварталов в центре Берлина на четыре недели, с 12 октября по 9 ноября. Для входа на территорию, граничащую с центральным бульваром города, Унтер-ден-Линден, посетителям нужно было бы получать специальную «визу» в обмен на мобильный телефон. Организаторы обещали, что это будет «пространство особого опыта». Хржановский привлек к участию в своем проекте таких выдающихся деятелей культуры, как Брайан Ино, Марина Абрамович и Massive Attack. Копию стены собирались «зрелищно» разрушить 9 ноября — в день 29-летия с момента падения оригинала.

Помимо бюрократических проволочек, «Дау» столкнулся с сопротивлением со стороны активистов правозащитного движения, в том числе Конрада Вайса — писателя и в прошлом представителя Партии зеленых. Вайс, бывший житель Восточной Германии, написал открытое письмо, в котором назвал саму мысль о возведении новой Берлинской стены «невыносимой, даже если речь идет о нескольких днях», и обвинил проект «Дау» в «тривиализации преступлений коммунизма».

Но Хржановскому удалось заручиться и влиятельными сторонниками, в числе которых министр культуры ФРГ Моника Грюттерс. «Я была очень разочарована, узнав, что проект в Берлине на данном этапе не получится реализовать, — заявила она. — Мне хотелось бы большей открытости. Только те, кто осмеливается экспериментировать, кто готов бросить вызов существующим ограничениям, способствуют прогрессу и являются авангардом в самом положительном смысле этого слова».

Контролировать осуществление проекта «Дау» должна была Berliner Festspiele — организация, которая управляет музеем Мартин-Гропиус-Бау. В статье, опубликованной в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, директор компании Томас Оберендер выразил обеспокоенность как критикой проекта, так и полученным им по электронной почте письмом из транспортного управления Берлина, в котором его уведомляют о невозможности выдать необходимое разрешение. «Если премьера „Дау“ не состоится в Берлине, вскоре этот проект окажется в какой-нибудь другой точке мира», — написал он.

Хржановский и его команда смонтировали 13 полнометражных фильмов и несколько сериалов из более чем 700 часов пленки, отснятой за четыре года. Начиная с 12 октября эти фильмы должны были демонстрироваться в Берлине под общим названием «Свобода». Команда Berliner Festspiele сообщала, что это будет «встреча с иной реальностью, созданной гигантской инсталляцией». Специальное устройство показывало бы посетителям перформансы Абрамович и Карстена Хеллера, а также концерты российского дирижера греческого происхождения Теодора Курентзиса.

Мероприятие в Берлине должно было стать частью долгожданного кинопроекта Хржановского «Дау» — многосерийного фильма о советском физике, лауреате Нобелевской премии Льве Ландау, который режиссер снимал с 2007 по 2011 год в Харькове. Декорации Харьковского физико-технического института, где Ландау работал в 1930-х годах, были возведены на месте заброшенного бассейна «Динамо», а их площадь превысила 6 тыс. кв. м. Проект c самого начала реализуется при финансовой поддержке Phenomen Trust, основанного российским бизнесменом Сергеем Адоньевым.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+