The Art Newspaper Russia
Поиск

Самая известная художница Румынии умерла в возрасте 92 лет

Джету Брэтеску называют родоначальницей современного искусства Румынии, однако международное признание к ней пришло в конце ее более чем 60-летней карьеры, после ретроспективы на 57-й Венецианской биеннале

Румынская художница-концептуалистка Джета Брэтеску родилась в городе Плоешти в 1926 году и провела большую часть жизни в Бухаресте. Несмотря на то что художница была важной фигурой румынского авангарда, широкое международное признание пришло к ней только в последние годы. Так, первая большая выставка художницы состоялась в Тейт — Ливерпуль в 2015 году.

В 2017 году она представляла павильон Румынии на Венецианской биеннале, приняла участие в Documenta 14, провела персональную выставку в Центре искусств Камдена в Лондоне и подписала договор о представительстве с галереей Hauser & Wirth, которая организовала ее первую персональную выставку в Нью-Йорке (а позднее и в Лос-Анджелесе). В начале 2018 года президент Румынии Клаус Йоханнис вручил Брэтеску награду за ее вклад в современное румынское искусство.

Помимо этого в ее послужном списке — участие в выставке павильона Румынии на 30-й Венецианской биеннале (1960) и основном проекте 55-й Венецианской биеннале (2013), а в Москву ее работы привозили дважды: на 5-ю Московскую биеннале современного искусства (2013) и на выставку «Грамматика свободы. Пять уроков» в МСИ «Гараж» (2015).

«Очень важно, что Джета успела при жизни увидеть, что ее искусство с таким энтузиазмом принимается на мировом уровне», — сказал в официальном заявлении глава галереи Hauser & Wirth Иван Вирт. Он добавил, что Брэтеску была «настоящей художницей, которая сумела сохранить свой шутливый настрой и свободу даже в самые темные времена».

Творческое наследие Брэтеску включает в себя видео, перформансы, рисунки, ткани, фильмы, инсталляции, фотографии и печатную графику. В частности, это работы, которые она создавала во время коммунистического режима Николае Чаушеску в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах, и принесшие ей славу геометрические абстракции. В рисунках советского периода Брэтеску выступала против конформизма и исследовала темы женской силы и сексуальности. Говорят, она работала в своей мастерской ежедневно и сохранила ироничные ноты в своих поздних работах.

В середине 1940-х гг. Брэтеску училась в Бухарестской школе изящных искусств, однако после того, как коммунистическое правительство объявило «классовую войну», художницу исключили из-за принадлежности к среднему классу. В прошлогоднем интервью Calvert Journal Брэтеску сказала, что вопросы о коммунистическом режиме ей надоели. Она продолжила учебу в 1960-х гг., уже будучи членом Союза художников Румынии, в который вступила в конце 1950-х гг. Позднее Брэтеску на протяжении многих лет работала иллюстратором и художником-оформителем румынского журнала о культуре Secolul XX («Двадцатый век»).

В состоявшейся в 2012 году в ее студии беседе с куратором и писателем Кристофом Чериксом Брэтеску сказала: «Мне нравится творить, мне нравится выбирать, мне нравится рисковать и мне нравится быть в игре» и объяснила, что всю свою жизнь она «очень много путешествовала, чтобы побывать в разных музеях, но не как туристка — это были, можно сказать, исследовательские поездки — и, думаю, я усвоила одно: что искусство — вещь очень серьезная, и художник обязан быть ответственным человеком».

Материалы по теме
Просмотры: 871
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
5
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
6
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
7
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
10
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru