The Art Newspaper Russia
Поиск

Самая известная художница Румынии умерла в возрасте 92 лет

Джету Брэтеску называют родоначальницей современного искусства Румынии, однако международное признание к ней пришло в конце ее более чем 60-летней карьеры, после ретроспективы на 57-й Венецианской биеннале

Румынская художница-концептуалистка Джета Брэтеску родилась в городе Плоешти в 1926 году и провела большую часть жизни в Бухаресте. Несмотря на то что художница была важной фигурой румынского авангарда, широкое международное признание пришло к ней только в последние годы. Так, первая большая выставка художницы состоялась в Тейт — Ливерпуль в 2015 году.

В 2017 году она представляла павильон Румынии на Венецианской биеннале, приняла участие в Documenta 14, провела персональную выставку в Центре искусств Камдена в Лондоне и подписала договор о представительстве с галереей Hauser & Wirth, которая организовала ее первую персональную выставку в Нью-Йорке (а позднее и в Лос-Анджелесе). В начале 2018 года президент Румынии Клаус Йоханнис вручил Брэтеску награду за ее вклад в современное румынское искусство.

Помимо этого в ее послужном списке — участие в выставке павильона Румынии на 30-й Венецианской биеннале (1960) и основном проекте 55-й Венецианской биеннале (2013), а в Москву ее работы привозили дважды: на 5-ю Московскую биеннале современного искусства (2013) и на выставку «Грамматика свободы. Пять уроков» в МСИ «Гараж» (2015).

«Очень важно, что Джета успела при жизни увидеть, что ее искусство с таким энтузиазмом принимается на мировом уровне», — сказал в официальном заявлении глава галереи Hauser & Wirth Иван Вирт. Он добавил, что Брэтеску была «настоящей художницей, которая сумела сохранить свой шутливый настрой и свободу даже в самые темные времена».

Творческое наследие Брэтеску включает в себя видео, перформансы, рисунки, ткани, фильмы, инсталляции, фотографии и печатную графику. В частности, это работы, которые она создавала во время коммунистического режима Николае Чаушеску в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах, и принесшие ей славу геометрические абстракции. В рисунках советского периода Брэтеску выступала против конформизма и исследовала темы женской силы и сексуальности. Говорят, она работала в своей мастерской ежедневно и сохранила ироничные ноты в своих поздних работах.

В середине 1940-х гг. Брэтеску училась в Бухарестской школе изящных искусств, однако после того, как коммунистическое правительство объявило «классовую войну», художницу исключили из-за принадлежности к среднему классу. В прошлогоднем интервью Calvert Journal Брэтеску сказала, что вопросы о коммунистическом режиме ей надоели. Она продолжила учебу в 1960-х гг., уже будучи членом Союза художников Румынии, в который вступила в конце 1950-х гг. Позднее Брэтеску на протяжении многих лет работала иллюстратором и художником-оформителем румынского журнала о культуре Secolul XX («Двадцатый век»).

В состоявшейся в 2012 году в ее студии беседе с куратором и писателем Кристофом Чериксом Брэтеску сказала: «Мне нравится творить, мне нравится выбирать, мне нравится рисковать и мне нравится быть в игре» и объяснила, что всю свою жизнь она «очень много путешествовала, чтобы побывать в разных музеях, но не как туристка — это были, можно сказать, исследовательские поездки — и, думаю, я усвоила одно: что искусство — вещь очень серьезная, и художник обязан быть ответственным человеком».

Материалы по теме
Просмотры: 1439
Популярные материалы
1
Les Morosoff — сильные мира искусства сего
Собрания московских коллекционеров французской живописи Морозовых встретились на выставке в Государственном Эрмитаже
21 июня 2019
2
Револьвер, из которого застрелился ван Гог, продан за €162 тыс.
«Самое знаменитое оружие в истории искусства» было найдено в 1960 году в поле неподалеку от места, где художник прожил последние недели своей жизни.
20 июня 2019
3
Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли
Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке.
20 июня 2019
4
Приставы не нашли в ИРРИ арестованных картин
Музей намерен возобновить работу в случае отзыва определения Арбитражного суда об аресте здания Института русского реалистического искусства и картин по иску «Промсвязьбанка» к прежним владельцам.
19 июня 2019
5
Выкса пополнила свое собрание современного искусства
В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас
20 июня 2019
6
Караваджо или нет?
Ответить на этот вопрос предстоит участникам аукциона в Тулузе 27 июня. Картина, которая считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, выставлена на торги с эстимейтом €100–150 млн. Мнения экспертов разделились.
20 июня 2019
7
Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского
Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ.
21 июня 2019
8
Международная конференция «Русский авангард в межнациональном контексте» пройдет в Москве
На конференции, посвященной памяти писателя и историка Николая Харджиева, представят третий том «Архива Харджиева», изданный РГАЛИ и фондом IN ARTIBUS.
20 июня 2019
9
Вопрос о включении ГЦСИ в состав Пушкинского музея будет решен до конца недели
Сотрудники Государственного центра современного искусства направили соответствующее обращение в Минкультуры РФ.
25 июня 2019
10
Выставка Маркуса Мартиновича пройдет на «Флаконе»
Куратор Катя Бочавар представит работы 12-летнего художника с аутизмом в виде трехчастной тотальной инсталляции.
20 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru