18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марсель Бротарс: нарциссизм и устрицы в «Гараже»

№66
Материал из газеты

Первая в России «персоналия» бельгийца (1924–1976), где собраны все его главные работы, предлагает подумать о том, почему художник, артистическая биография которого заняла всего 12 лет, стал классиком искусства ХХ века

До 40 лет Бротарс — непризнанный поэт, как художник он вторичен, в своих объектах напрямую отсылает к тезке Марселю Дюшану, знакомцу Рене Магритту и к давно умершему Курту Швиттерсу. У Бротарса можно найти переклички и с Энди Уорхолом. Как и Уорхол, Бротарс делал свою жизнь произведением искусства. В 1964 году он залил гипсом 50 нераспроданных экземпляров своих стихов Pense­-Bete и спросил знакомого галериста, можно ли это продать. И очень радовался, когда тот согласился торговать его искусством за 30% комиссионных.

Позже, в 1971 году, Бротарс заявил, что движущая сила искусства — нарциссизм автора. И убедительно доказал это литографией со своей подписью «М. В.», повторенной 153 раза. Для тех же, кто и после сомневался в его нарциссизме, снял фильм «Вторая вечность (со­гласно идее Шарля Бодлера)». В ленте 24 одинаковых кадра с теми же «М. В.». Кино длится секунду, но, зацикленное, становится вечностью. Потом Бротарс поупражнялся с темой «хрупкости», предсказав за 30 лет моду на нее. Рабочим материалом здесь стали яичная скорлупа и ракушки от мидий. В чем можно усмотреть и иронию автора, ведь такое искусство не стоит и выеденного яйца. Или выеденной мидии — кому что больше по вкусу. В названии одного из «скорлупиных» объектов Бротарс заметит, что возвращается к истокам, к темперной живописи.

Затем он взял книгу визуальной поэзии «Судьба» Стефана Малларме и вырезал из нее текст. Зачем он нужен? Ведь важное там — расположение строк. На ту же тему излишества — семиминутный фильм «Ворона и лиси­ца», где мелькает текст басни Лафонтена, но его все время закрывают то резиновые сапоги, то букет, то молочная бутылка. Самое знаменитое произведение Бротарса, инсталляция «Музей современного искусства, отдел орлов», считается началом институциональной критики, любимой теперь кураторами. Художник собрал самые банальные предметы, перед каждым поставив табличку в духе Магритта — «Это не произведение искусства». Время создания «Музея» совпало со студенческой революцией 1968 года, но вряд ли он был порожден теми событиями.

Бротарс и ранее собирал и показывал в своей мастерской ящики для музейной транспортировки картин с теми же надписями “Fragile”, в которых не было ничего. Только репродукции Гюстава Курбе и других классиков на крышках. Вид мастерской воспроизведен и в последней работе Бротарса «Белый зал» (1975). Ее привозили к нам в 2004 году на выставку «Москва — Бер­лин/Берлин — Москва. 1950–2000». Стены зала были исписаны словами «приз», «стиль», «рисунок». И перед смертью насмешник Бротарс напомнил, что не надо слишком серьезно относиться к искусству и музеям: в жизни есть вещи поважнее.

Музей современного искусства «Гараж»
Марсель Бротарс. Поэзия и образы
29 сентября 2018 – 3 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+