The Art Newspaper Russia
Поиск

Марсель Бротарс: нарциссизм и устрицы в «Гараже»

Первая в России «персоналия» бельгийца (1924–1976), где собраны все его главные работы, предлагает подумать о том, почему художник, артистическая биография которого заняла всего 12 лет, стал классиком искусства ХХ века

До 40 лет Бротарс — непризнанный поэт, как художник он вторичен, в своих объектах напрямую отсылает к тезке Марселю Дюшану, знакомцу Рене Магритту и к давно умершему Курту Швиттерсу. У Бротарса можно найти переклички и с Энди Уорхолом. Как и Уорхол, Бротарс делал свою жизнь произведением искусства. В 1964 году он залил гипсом 50 нераспроданных экземпляров своих стихов Pense­-Bete и спросил знакомого галериста, можно ли это продать. И очень радовался, когда тот согласился торговать его искусством за 30% комиссионных.

Позже, в 1971 году, Бротарс заявил, что движущая сила искусства — нарциссизм автора. И убедительно доказал это литографией со своей подписью «М. В.», повторенной 153 раза. Для тех же, кто и после сомневался в его нарциссизме, снял фильм «Вторая вечность (со­гласно идее Шарля Бодлера)». В ленте 24 одинаковых кадра с теми же «М. В.». Кино длится секунду, но, зацикленное, становится вечностью. Потом Бротарс поупражнялся с темой «хрупкости», предсказав за 30 лет моду на нее. Рабочим материалом здесь стали яичная скорлупа и ракушки от мидий. В чем можно усмотреть и иронию автора, ведь такое искусство не стоит и выеденного яйца. Или выеденной мидии — кому что больше по вкусу. В названии одного из «скорлупиных» объектов Бротарс заметит, что возвращается к истокам, к темперной живописи.

Затем он взял книгу визуальной поэзии «Судьба» Стефана Малларме и вырезал из нее текст. Зачем он нужен? Ведь важное там — расположение строк. На ту же тему излишества — семиминутный фильм «Ворона и лиси­ца», где мелькает текст басни Лафонтена, но его все время закрывают то резиновые сапоги, то букет, то молочная бутылка. Самое знаменитое произведение Бротарса, инсталляция «Музей современного искусства, отдел орлов», считается началом институциональной критики, любимой теперь кураторами. Художник собрал самые банальные предметы, перед каждым поставив табличку в духе Магритта — «Это не произведение искусства». Время создания «Музея» совпало со студенческой революцией 1968 года, но вряд ли он был порожден теми событиями.

Бротарс и ранее собирал и показывал в своей мастерской ящики для музейной транспортировки картин с теми же надписями “Fragile”, в которых не было ничего. Только репродукции Гюстава Курбе и других классиков на крышках. Вид мастерской воспроизведен и в последней работе Бротарса «Белый зал» (1975). Ее привозили к нам в 2004 году на выставку «Москва — Бер­лин/Берлин — Москва. 1950–2000». Стены зала были исписаны словами «приз», «стиль», «рисунок». И перед смертью насмешник Бротарс напомнил, что не надо слишком серьезно относиться к искусству и музеям: в жизни есть вещи поважнее.

Музей современного искусства «Гараж»
Марсель Бротарс. Поэзия и образы
29 сентября 2018 – 3 февраля 2019

Материалы по теме
Просмотры: 4642
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
7
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
8
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
9
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
10
Ярмарке non/fiction переезд пошел на пользу
Впервые в своей истории ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction меняет локацию. Площадка в Гостином Дворе позволяет занять больше пространства и создать новые форматы, не забывая прежних.
05 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru