18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Великая иллюзия Яёи Кусамы

Фильм «Кусама: бесконечные миры» выходит в прокат в Центре документального кино при поддержке музея «Гараж». В фильме прослеживается почти 90 лет жизни одной из самых эксцентричных фигур искусства ХХ века

Кино вышло очень своевременно — в современном обществе на повестке феминизм, сексизм, расизм, психологические травмы и психические заболевания. Рассказ Кусамы о себе мог бы стать частью популярного флешмоба: тяжелые отношения с матерью, которая запрещала рисовать и заставляла шпионить за изменяющим отцом, галлюцинации, работа на военном заводе в 13 лет, платоническая связь с художником Джозефом Корнеллом, депрессия, отчуждение, попытки самоубийства. Со всем этим багажом в 1977 году Кусама приняла спасительное для нее решение жить в психиатрической лечебнице и продолжать работать в мастерской по соседству.

Яёи Кусама интересна режиссеру Хезер Ленц, конечно, не только как художник, но и как символ — женщина, которая с детства боролась за мечту быть художницей и в конце концов добилась успеха, вписав себя в историю искусства.

В конце 1950-х годов появление художницы из Японии с большими амбициями и в кимоно даже для Нью-Йорка было довольно экзотично. Кусаму стали замечать, выставлять на групповых выставках вместе с Дональдом Джаддом, Джеймсом Розенквистом и Энди Уорхолом. Помимо живописи точек и «сетей бесконечности», созвучных абстрактному экспрессионизму, Кусама в начале 1960-х делала инсталляции с предметами, покрытыми тканевыми фаллическими «отростками». Для выставки в одной из галерей Кусама поставила в центре комнаты лодку, а пол и стены обклеила ее же размноженной фотографией. Энди Уорхол был в восторге от инсталляции («Вау, Яёи, это фантастика, мне так нравится!») и вскоре на своей выставке покрыл стены репродуцированными изображениями коровы. Кусаму это очень расстроило. Клас Ольденбург работал в технике папье-маше, а после знакомства с Яёи «неожиданно» начал делать мягкие скульптуры. Кусама была снова неприятно удивлена (на вернисаже к ней подошла жена Ольденбурга со словами: «Прости, Яёи»).

Нью-йоркский художественный истеблишмент смотрел на японскую художницу с интересом и любопытством, но встать в один ряд с белыми американскими мужчинами, доминировавшими на арт-сцене, Кусаме все же не удавалось. В 1966 году она поехала в Европу, на Венецианскую биеннале, чтобы выставить свою работу «Сад нарциссизма», — разложила на лужайке перед итальянским павильоном 1500 зеркальных шаров и поставила табличку «Нарциссизм на продажу / 2 доллара». Руководство биеннале, конечно, продавать нарциссизм запретило, а Кусама в ответ устроила перформанс с переодеванием. Через почти 30 лет, в 1993 году, Кусама вернется в Венецию уже официально, с персональной выставкой в павильоне Японии, после которой ее статус уже невозможно будет оспорить.

В июне 2015 года музей «Гараж» открылся в Парке Горького первой персональной выставкой художницы в России, и социальные сети наполнились фотографиями инсталляции «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас». Когда художница впервые сделала зеркальное пространство на выставке в Нью-Йорке в середине 1960-х, никакого Instagram еще не было, но «инстаграмное искусство» Кусама уже придумала. Сегодня люди готовы час простоять в очереди, чтобы на несколько минут оказаться в иллюзорном космосе и испытать психоделический опыт. И конечно, сделать эффектное селфи, нескончаемо репродуцируя вселенную Яёи и оставляя ее следы по Всемирной сети.

Кусама честно признается, что она хочет жить вечно. Судя по тому, с какой одержимостью посетители выставок по всему миру постят фотографии с хештегом #kusama, в будущее ее уже точно взяли.

Фильм «Кусама: бесконечные миры» в прокате с 13 сентября в 15 городах в России. Посмотреть его можно также на фестивале фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL, который пройдет с 17 по 23 сентября. Билеты и расписание — http://www.theartnewspaper.ru/film-fest-2018/

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+