18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Живые и дорогие

В преддверии ноябрьских аукционов современного искусства в Нью-Йорке, традиционно важнейшего, определяющего события для недавно стартовавшего сезона, портал artnet News опубликовал два рейтинга: 100 самых дорогих аукционных лотов в сегменте contemporary art и 100 наиболее успешных художников из числа ныне живущих (по совокупности опять-таки аукционных продаж).

В расчет рейтингов artnet принимались торги, состоявшиеся в период c января 2011 года по октябрь 2015-го включительно. Среди самых дорогих лотов по-прежнему лидирует — спасибо, что напомнили! — Джефф Кунс со своей «Надувной собачкой (в оранжевом)» за $58,4 млн, которая установила этот рекорд аж два года назад, 12 ноября 2013 года, на вечерних торгах Christie’s в Нью-Йорке. Но в тот вечер, надо сказать, и эстимейт был выдающийся, $35–55 млн, не чета нынешнему Кунсу — $15–25 млн за «Надувного лебедя (в желтом)» на Christie’s 10 ноября 2015 года, притом это высший предполагаемый результат среди художников-современников. (Вообще, очень может быть, эти торги станут первыми за последние годы, когда никто ничем не удивит, в частности новыми рекордами; есть у Christie’s, конечно, впечатляющая Луиза Буржуа — но ведь мы сейчас о живущих художниках, правда?)

Хотя Кунс и на 1-м месте, самым-самым в рейтинге наиболее дорогих лотов является 83-летний Герхард Рихтер: пять позиций в первой десятке, десять — среди первых двадцати удачных продаж (у Кунса только пять) — закономерным образом, Рихтер и оказывается самым дорогостоящим и самым покупаемым художником сегодня. Он на 1-м месте в другом сегодняшнем рейтинге artnet — $1,166 млрд (с учетом 1191 продажи). Занимающий вторую строчку Джефф Кунс со своими $379 млн и 606 продажами далеко отстает от лидера. Третье место принадлежит жутко раскрученному как раз в последние годы любимцу аукционистов Кристоферу Вулу: $324 млн, 211 продаж. Представьте, насколько быстрее приходилось крутиться в это же время серебряному призеру Кунсу, чтобы добыть немногим лучший результат? Чуть ли не втрое!

А ниже еще интереснее. Следующие три места в рейтинге 100 наиболее успешных авторов занимают китайцы: «цинический реалист» Цзэн Фаньчжи ($268 млн, 258 продаж), автор традиционалистских пейзажей Цуй Жучжо ($224 млн, 236 продаж) и не менее традиционалистский, но более сюжетный Фань Цзэн ($177 млн, 1571 продажа), а в целом в верхней двадцатке китайцев более трети — семь человек (что даже превышает процент китайцев среди населения планеты). Выходцев из Поднебесной в этом втором, авторском, рейтинге вообще заметно много — и идут они прямо пачками (12–13 место, 16–17, 38–41, 43–46, 48–50, 65–66, 68–72, 77–78, 80–81, 86–89 и так далее; всеобщий любимец Ай Вэйвэй, 2-е место в последнем рейтинге ArtReview Power 100, здесь находится на 83-м месте с $24,43 млн и 99 продажами). Вот так в результате выглядит поддержка китайскими коллекционерами своих художников.

Крупнейшие китайские аукционные дома, гонконгский Poly Auction и пекинский China Guardian, стараются не отставать от дуумвирата мировых лидеров, Sotheby’s и Christie’s, не только по валу, но и в абсолютном зачете — и в рейтинге лучших продаж китайское искусство впервые обнаруживается на 10-м месте ($30,45 млн за громадный восьмичастный полиптих Цуй Жучжо, где каждая панель под 3 м, проданный на Poly Auction 7 апреля этого года), далее на 23-м месте (тот же Цуй Жучжо, $23,725 млн на том же Poly Auction годом ранее) и третий раз уже на 26-м (дико популярный и хорошо раскупаемый в китайскую перестройку Цзэн Фаньчжи, $23,27 млн на гонконгском Sotheby’s в 2013 году).

Возвращаясь к рейтингу художников: 7-е место среди самых покупаемых наконец-то занимает британец — многозначительно глуповатый, эдакий нью-Гоген Питер Дойг ($155 млн, 227 продаж), а вот 8-е место досталось празднику души, именинам сердца по имени Яёи Кусама ($153 млн, 2234 продажи — опять же оцените на порядок большее число продаж, то есть реально проявленной любви коллекционеров). И это притом что, как обращает наше внимание artnet, Кусама — единственная женщина-художница, оказавшаяся в первом рейтинге, где среди лучших продаж она находится далеко не на первых ролях (99-е место, $7,1 млн на Christie’s 12 ноября 2014 года за «Белый № 28» — любопытно, что именно серо-белый, а не какой-нибудь там красно-желто-сине-зеленый).

Далее — 9-е место у Ричарда Принса ($146 млн, 321 продажа), 10-е — у Эда Руша ($129 млн, 693 продажи). Оба заявлены в ноябрьских аукционах: первый — на Christie’s, второй, в двух экземплярах — на Sotheby’s, а еще и на вечерних торгах Phillips 6 ноября, то есть в этой части рейтинга определенно будут изменения и даже перестановки уже через две недели. А вот занимающему 11-е место Дэмиену Херсту ($127 млн, 1435 продаж) придется набраться терпения.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+