18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Наполеоновские планы Парижской биеннале

С 8 по 16 сентября в Гран-пале проходит ежегодная ярмарка La Biennale Paris, ранее известная как Биеннале антикваров. Стремясь поразить воображение публики, организаторы призвали на помощь модного дизайнера Жан-Шарля Кастельбажака и дух Наполеона

Название биеннале стало у завсегдатаев поводом для шуток, ведь с 2017 года ярмарка проводится ежегодно. Организаторов понять можно: крупные антикварные ярмарки TEFAF (проходит в Маастрихте и Нью-Йорке) и лондонская Frieze Masters тоже проводятся раз в год — не отставать же от конкурентов!

Архитектура Гран-пале с его гигантским стеклянным куполом располагает к гигантомании, и модельер Жан-Шарль Кастельбажак, ставший в этом году арт-директором Парижской биеннале, охотно поддался искушению. Первое, что видит посетитель, — висящая под куполом конструкция из разноцветных полотнищ, похожая на шатер бродячего цирка. Сам Кастельбажак предпочитает называть ее «небесной каруселью». По мысли дизайнера она должна напоминать о походных палатках и знаменах Великой армии. На каждом полотнище — слегка карикатурное изображение одного из сподвижников Наполеона. Нашлось место и для его жен — Жозефины и Марии-Луизы. Под шатром — зеркальный куб, внутри которого прячется некоммерческая выставка «Наполеон, император под стеклянным куполом». Предметы для нее предоставил Пьер-Жан Шалансон — коллекционер, с юных лет фанатично скупающий вещи, принадлежавшие Бонапарту. Здесь и карты европейской части России в тисненом золотом футляре, и детская сорочка сына императора, Наполеона II, и даже свидетельство о разводе с Жозефиной. Есть в экспозиции, разумеется, и парадные портреты Наполеона, и его мраморный бюст работы Антонио Кановы — как-никак биеннале в первую очередь ярмарка искусства (с небольшими дополнениями в виде коллекционного дизайна, букинистики, старинных часов и ювелирных украшений).

По размерам биеннале получилась довольно скромной — 76 участников, две трети из них — из Франции. Последнее, впрочем, не удивляет, ведь организатор события — французский Национальный синдикат антикваров (SNA). Цены по сравнению с крупными ярмарками-конкурентами довольно умеренные, работы стоимостью больше миллиона евро здесь наперечет. В основном это произведения импрессионистов. Парижская галерея Damien Bouquet за €5,5 млн предлагает вполне музейного уровня полотно Огюста Ренуара «Портрет мадемуазель Фунез» (1880). А на стенде Raphael Roux dit Buisson за €3,8 млн продается настоящий раритет — рисунок Винсента ван Гога «Швея у окна» (1881), выполненный акварелью, пастелью и углем. Там же можно приобрести «Вид Дьеппа» (1882) Клода Моне за €3,2 млн. Галерея Helene Bailly за €1,4 млн предлагает импрессионистский пейзаж Поля Гогена «Обрывы в Ла-Буе» (1884).

При этом почетное место в самом центре ее стенда занимает «Пейзаж с красным домом» (1918) Петра Кончаловского. За яркое кубистическое полотно, засветившееся на выставках в Русском музее и Третьяковке, просят €780 тыс. А Galerie Berès выставила «Натюрморт с бутылкой» (1917) Маревны за €280 тыс. Этим выбор российского искусства на Парижской биеннале, по сути, и ограничивается. Впрочем, не совсем. На нескольких стендах можно обнаружить поздние работы Марка Шагала, которого французы так же давно и прочно признали за своего, как немцы Василия Кандинского.

Традиционно сильная сторона биеннале — старые мастера. Галерея Florence de Voldère собрала впечатляющую подборку живописи Питера Брейгеля Младшего и его мастерской. За «Драку в трактире» просят €105 тыс., зимние сцены традиционно дороже — €1,4 млн, спрос на них всегда выше. А у галереи Costermans в столь же внушительном количестве представлены работы Яна Брейгеля с учениками, в основном цветочные натюрморты. В уголке стенда галереи Alexis Bordes, специализирующейся на французской живописи XVIII века, скромно висят два небольших живописных тондо Франсуа Буше с характерными для художника игривыми сюжетами — €650 тыс. за пару.

Стенды галерей, специализирующихся на скульптуре разных стран и народов, — одни из самых любопытных на ярмарке. Galerie Mermoz представила впечатляющую подборку скульптуры доколумбовой Америки, Eric Pouillot — китайские древности начиная со времен династии Восточная Хань (I–III века н.э.), Clara Scremini — минималистские объекты из стекла современных авторов. Базельская галерея Cahn, специализирующаяся на античном искусстве, устроила у себя на стенде настоящий маленький музей с более чем сотней экспонатов: флаконы для духов по €1,2 тыс., краснофигурная аттическая керамика — по €50 тыс., а за римский торс — копию шедевра Праксителя «Юноша, убивающий ящерицу» — просят €240 тыс.

Галереи декоративно-прикладного искусства занимают на биеннале самые престижные места — в центре зала, вокруг наполеоновского шатра. Экспозиция галереи Steinitz — одна из самых заметных на ярмарке. Как обычно, эта галерея, в прошлом постоянный гость московских салонов Moscow World Fine Art Fair, выстроила на своем стенде полностью законченный интерьер с резными настенными панелями-буазери, наборным паркетом и зеркалами в пышных барочных рамах. Декораторам, приехавшим в Париж на свою профессиональную ярмарку Maison & Objet и заглянувшим из любопытства на биеннале, оставалось только кусать локти от зависти. Про наполеоновскую тему галеристы тоже не забыли — раздобыли мебель из гостиной сподвижника императора, маршала Даву работы мастера Жакоба Демальтера. За два канапе и четыре кресла просят €250 тыс.

Стенд еще одной известной галереи, Perrin, оформлен лаконичнее. Но здесь продают настоящий шедевр, точнее, даже два — парные шкафы-библиотеки в стиле Людовика XVI с отделкой из черного дерева и черепахового панциря (1770–1780). Их украшают позолоченные барельефы с фигурами муз. Цена комплекта — €1,5 млн.

Позолота буквально слепит глаза на стенде La Pendulerie — галереи, специализирующейся на часах XVIII — начала XIX века. За каминные часы мастера Робера Робена в виде колесницы, запряженной козлами, когда-то принадлежавшие российскому императору Павлу I, здесь просят €105 тыс., а за гигантские настенные часы в стиле Людовика XV из коллекции Юбера Живанши — €320 тыс. За €550 тыс. можно приобрести шедевр часовщика Жан-Симона Бурдье — напольные часы с календарем (1785–1790), отсчитывающие время во всех часовых поясах от Китая до Кабо-Верде, а также показывающие фазы Луны и положение Солнца на небосводе.

Дизайн XX века тоже представлен достойно. На стенде галереи Yves et Victor Gastou, специализирующейся на коллекционном дизайне, нет отбоя от посетителей. Их привлекает удивительный объект — гигантский проигрыватель для пластинок в форме яйца, произведение дизайнера Пьера Тантера. С поднятыми тремя крышками, похожими на крылья, он напоминает, скорее, абстрактную скульптуру и непрерывно играет ностальгические хиты 1970–1990-х. За диковину, изготовленную в 1975 году для некоего парижского меломана, просят €80 тыс.

Неожиданно эффектно смотрится букинистический стенд Camille Sourget с высоким книжным стеллажом, вписанным в полукруглую нишу, похожую на апсиду храма. Тут за €495 тыс. продают самое полное в мире собрание гравюр Джованни Баттиста Пиранези; 27 томов, выпущенных в Париже в 1804–1807 годах, вмещают 1189 отпечатков. Есть раритеты и подешевле. Например, рукописный иллюминированный часослов 1500 года можно купить за €345 тыс.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+