The Art Newspaper Russia
Поиск

Парижская биеннале. Новый формат для старой ярмарки

В Гран-пале пройдет 30-я Парижская биеннале — ярмарка, в которую после решительных перемен в руководстве и курсе превратилась старинная и знаменитая Биеннале антикваров

Пока проект полон противоречий, начиная с названия. La Biennale Paris, сохранив в названии слово «биеннале», теперь, с 2017 года, проходит ежегодно. Прежде работам живых художников сюда был вход заказан — сегодня верхняя хронологическая граница представленного искусства установлена на рубеже XX–XXI веков. Вопрос сотрудничества с ювелирными домами: считать ли их друзьями или врагами — до сих пор не решен. Впрочем, есть и вещи неизменные: грандиозный ужин открытия на 800 персон, светский блеск и высококлассные произведения искусства вокруг. Необходимость увязать традиции с новыми реалиями арт-рынка — так объясняет все изменения президент Национального синдиката антикваров (SNA), организатора ярмарки, Матиас Ари Жан: «Ярмарка дает возможность смотреть в будущее с оптимизмом, а не смаковать прошлое, каким бы престижным оно ни было!»

Прошлое было великолепным. Антикварная ярмарка, созданная в 1956 году, спустя шесть лет превращается в Биеннале антикваров (La Biennale des antiquaires) и занимает Гран-пале — самую большую и знаменитую выставочную площадку Парижа. На десятилетия ярмарка становится главным антикварным событием Европы, и тягаться, с переменным успехом, с ней может только ежегодная TEFAF в Нидерландах. Впрочем, по концентрации роскоши, светского блеска и попадания в концепцию специфически французского «искусства жить» соревноваться с ней не мог никто и никогда. В 2012 году ее сценографом стал Карл Лагерфельд. 

Но к этому времени у ярмарки накопились проблемы. Она проходила раз в два года: старейшие ее участники, важные французские и европейские антиквары, считали, что за меньшее время невозможно найти достаточно шедевров для продажи. Конкуренты в это время росли и плодились, вкусы и тренды успевали смениться. Экономический кризис стабильности не добавлял. Традиционные партнеры ярмарки — крупнейшие ювелирные дома — требовали для себя приоритетных условий и площадей, оттесняя антикваров. Часть галеристов, недовольные политикой главы SNA Кристиана Дейдье, предпочитавшего гламур истинному искусству, и вовсе откололись, создав собственную ежегодную ярмарку Paris Tableau. Осенью 2014 года Кристиана Дейдье сместили с поста, его заменил Доминик Шевалье, обещавший сделать ярмарку ежегодной, приструнить ювелиров и вернуть ведущую роль старому искусству.

Следующее издание ярмарки выглядело солидно и интеллигентно: никакой мишуры, серьезный список участников, много картин старых мастеров, некоммерческий проект с выставкой из Эрмитажа. Но посещаемость и продажи упали — с изгнанием ювелиров из храма искусства, кажется, поторопились.

Руководство опять пришлось сменить, и с прошлого года SNA, а значит и ярмаркой, руководит Матиас Ари Жан. Молодой антиквар, владелец галереи Ary Jan, специализирующейся на европейской живописи рубежа XIX–ХХ веков, подтвердил ежегодный календарь ярмарки, обещал вернуть ювелиров и американских покупателей и вообще объявил «новую эру международного признания». Президентом La Biennale Paris стал Кристофер Форбс, американский бизнесмен и коллекционер, возглавляющий Американскую ассоциацию друзей Лувра. Он инициировал создание специальной экспертной комиссии, гарантирующей качество экспонатов, и провел активную агитацию среди заокеанских коллекционеров. 
Некоммерческий проект, традиционно служащий украшением ярмарки, в нынешнем году вполне отвечает вкусам Кристофера Форбса, коллекционера-наполеониста. Под главным куполом Гран-пале будет устроена выставка личных вещей Наполеона из собрания Жан-Пьера Шаленсона, известного у продавцов антиквариата под прозвищем Император. По-видимому, у него самая значительная в мире коллекция предметов, связанных с Наполеоном Бонапартом (Кристофер Форбс свою распродал), и сам он личность примечательная: носит на пальце коронационное кольцо, а на шее — печать Жерома Бонапарта, маршала Франции, брата императора. В коллекцию входит коронационный жезл, хлопковый клетчатый шарф Наполеона, которым тот заматывался на сыром острове Святой Елены, походные столовые приборы, которыми он пользовался при Ватерлоо.

Арт-директором ярмарки, отвечающим за ее внешний вид, стал Жан-Шарль Кастельбажак, авангардный дизайнер и художник. Это, несомненно, должно привлечь молодую публику, знающую о его платьях из плюшевых мишек и костюмах для Бейонсе и Леди Гаги. Кастельбажак уже обещал «посмотреть на прошлое глазами будущего» и объявил, что творческим импульсом для него как дизайнера и визуальным центром ярмарки станет коллекция Шаленсона. Под главным куполом Гран-пале портреты императора и его личные вещи должны выстроиться в некий парадный круг, раскрывающий современной публике все грани личности великого человека, перевернувшего историю Франции.

В ярмарке примут участие всего 85 галерей (прежде бывало больше сотни), то есть стенды будут просторными. И вот тут придется сказать самое неприятное: список галерей-участниц выглядит слабым. В нем едва ли найдется пять-десять галерей, названия которых на слуху у крупных покупателей. Парижские Galerie Berès, занимающаяся модернизмом, с большой абстракцией Николя де Сталя 1949 года и Galerie Boulakia c произведениями Жан-Мишеля Баскиа и Жана Дюбюффе. Brame & Lorenceau, основанная сотню лет назад, с яркой живописной композицией Александра Колдера. Законодатели цен и вкусов в области мебели XVII–XIX веков галереи Steinitz и Perrin. Базельская Cahn A.G. c искусством древних цивилизаций и Античности. И парижская Tanakaya с японским искусством. Вот, пожалуй, и все. Ни Vallois, ни De Jonckheere или Galerie Chevalier, ни Le Minotaure или Didier Aaron — этих старейших европейских галеристов, известных русским коллекционерам по участию в громких проектах в Москве, на ярмарке не будет. Часть из них, несомненно, появятся на новой ярмарке Fine Art Paris, которая должна пройти 7–11 ноября в пространстве Le Carrousel du Louvre (по мнению многих, она станет сильнейшим конкурентом Парижской биеннале). Другая группа отколовшихся антикваров сгруппировалась вокруг изгнанного Кристиана Дейдье и учредила биеннале Sublime. Намеченная на октябрь, в этом году она не состоится (о провале конкурентов со злорадством сообщается прямо на сайте La Biennale Paris). Однако самой Парижской биеннале от этого пока не легче: в списке ее участников так и не появилось ни одного крупного ювелирного бренда из тех, что держат бутики на Вандомской площади. 

Гран-пале
La Biennale Paris
8–16 сентября

Материалы по теме
Просмотры: 2805
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
10
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru