The Art Newspaper Russia
Поиск

Новое о графике Александра Дейнеки

Графика Дейнеки (1899–1969) обычно остается в тени его мощной живописи, но Музей архитектуры вместе с галереей «Диалог» взялись это исправить

На выставке — графическое наследие мастера, начиная с ранних, едва ли не детских рисунков и студенческих штудий и заканчивая эскизами к хрестоматийным полотнам и экспериментами в гравюре. Большая часть работ предоставлена галереей «Диалог» и происходит из семьи художника, несколько важных для понимания этой части наследия экспонатов предоставили Третьяковская галерея и Пушкинский музей.

Учеба Дейнеки и становление его как художника пришлись на первые послереволюционные годы и проходили во Вхутемасе, на графическом отделении, под руководством Владимира Фаворского. За плечами Дейнеки к тому времени было Харьковское художественное училище и плакаты к стихам Владимира Маяковского по типу «Окон РОСТА» в его родном городе Курске, и графическое отделение было выбрано не случайно: молодой художник мечтал о броской печатной графике и тысячных тиражах. «По-мужицки одетый бородатый Фаворский» возрождал классическую гравюру, и этот навык Дейнеке, безусловно, пригодился. В 1920-е годы он много работал в журналах, и из этих рисунков вырос ряд будущих известных полотен. По журнальным заданиям он ездил на заводы и в шахты Донбасса, где вдохновлялся и новыми советскими людьми, и махинами станков, экспериментировал с динамикой ракурсов и поз фигур — и все это, прежде чем перенести на холст, пробовал и отрабатывал в рисунке. 

На выставке представлена графика Дейнеки на разные темы: портреты, мощные атлетические фигуры, спорт и военные зарисовки, сделанные во время командировок на фронт. Важная часть — эскизы к знаменитым живописным полотнам художника.

 Среди них эскиз к «Обороне Севастополя», благодаря чему видно, как менялся замысел художника: первоначально в центре композиции был женский персонаж, но в финальном варианте гранату бросает моряк. Эскизы к картине «Никитка — первый русский летун» демонстрируют сложный поиск ракурсов главного героя, чтобы передать эйфорию полета. Работа Дейнеки как художника-монументалиста представлена в эскизах для мозаик Московского метрополитена и главного здания МГУ, а также для менее известной росписи купола Челябинского театра оперы и балета.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Дейнека. Контуры глобальной эпохи
14 сентября— 13 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 1151
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru