The Art Newspaper Russia
Поиск

Наследие Кете Кольвиц: слишком драматично, чтобы устареть

Кольвиц была социально ангажированным художником, что не мешает возрождению интереса к ней у современных исследователей и зрителей

Творчество Кете Кольвиц (1867–1945) привлекает все большее внимание специалистов. Причины тому — качество ее работ и новый взгляд на женщин, составляющих меньшинство в арт-сообществе, где каждая выдающаяся художница считается скорее исключением, только подтверждающим правило.

Книга Käthe Kollwitz in Dresden («Кете Кольвиц в Дрездене») — поистине новый вклад в историю искусств. В ней исследуется не только творчество Кольвиц, главным образом произведения на бумаге — гравюры и рисунки, но и ее профессиональные отношения с ученым, знатоком искусства Максом Лерсом (1855–1938), директором Гравюрного кабинета, где хранились эстампы, рисунки и фотографии из Государственных художественных собраний Дрездена. Сам Лерс был выдающимся экспертом по ранней нидерландской гравюре, но горячо приветствовал современное искусство. Он систематически покупал работы Кольвиц, собрав коллекцию из нескольких сотен гравюр и десятков рисунков. Художественные собрания Дрездена стали первым государственным музеем, где аккумулировалась печатная графика этой художницы, и покровительство со стороны государства в лице Лерса оказалось решающим фактором в упрочении ее репутации. В книге впервые опубликованы избранные письма из их обширной переписки.

Кольвиц говорила, что хочет оказывать влияние на общество; по горькой иронии судьбы она, пацифистка, потеряла сына в Первую мировую войну и внука — во Вторую. Ее художественная образность созвучна проблемам обездоленных и наполнена сильнейшими эмоциями. Кольвиц блестяще режиссировала сцены с изображением толпы, но воздействие ужасов, которыми проникнуты ее циклы «Восстание ткачей» (1892) и «Крестьянская война» (1903), на сегодняшнего зрителя явно притуплено частой демонстрацией подобных жутких сцен в средствах массовой информации.

Книга изобилует великолепными репродукциями рисунков, литографий и гравюр разных периодов, с 1889 по 1922 год, с подробными комментариями. Глядя на них, невольно приходишь к мысли, что Кольвиц сама была лучшей своей моделью: ее автопортреты (в целом их более сотни) стоят в ряду наиболее выдающихся работ в этом жанре. Она была красива, при этом отсутствие претенциозности и позы делает ее автопортреты чрезвычайно эмоционально заряженными, мы почти чувствуем, что находимся рядом с ней.

Однако авторы книги рассматривают эту тему в совершенно новом ключе. Они предлагают подробное описание галереи с одной из лучших в стране исторических коллекций, где намеренно, с сознательной решимостью занимались собиранием этих, в то время еще современных, работ. Дело Лерса, начатое его руководителем Карлом Воерманом, заключалось в том, «чтобы уделить современному искусству графики то внимание, которого оно заслуживает». В этом сборнике очерков в подробнейших деталях описывается то, каким образом благодаря сотрудничеству ученых и коллекционеров формируются публичные собрания из наследованных и приобретенных работ; нам предоставлена возможность рассмотреть с близкого расстояния процесс подбора рисунков и литографий, созданных этой необыкновенной, противоречивой художницей, собственные взгляды которой учитывались при коллекционировании. Такой подход был экономически выгоден, тем более что частных коллекций в этой области еще не существовало. Более того, собрание формировалось в определенных исторических обстоятельствах: влияние на творчество Кольвиц оказывали и возникшая в конце XIX века пикториальная фотография, и талантливые художники-граверы, от Макса Клингера до Макса Либермана. Значительная часть переписки Кольвиц с Лерсом ныне утрачена, но сохранившиеся письма показывают, какое значение для нее имела его практическая и моральная поддержка и насколько важно ей было работать с кем-то, кто понимал и восхищался ее достижениями.

А в книге Portrait of the Artist («Портрет художника») представлена коллекция из 40 гравюр Кете Кольвиц, показ которой проходит сейчас в разных городах Англии и состоится в Лондоне в 2019 году. Это наследие легендарного куратора Кэмпбелла Доджсона (1867–1948), друга и коллеги Лерса (в то время Британский музей не мог покупать современные произведения). Здесь представлены все элементы творчества Кольвиц: социальный протест, материнская тема, замечательные автопортреты. Репродукции сопровождаются великолепным биографическим очерком Макса Эгремона и замечательным рассказом Фрэнсис Кэри о творческом пути художницы.

Многие работы Кольвиц проникнуты трагизмом, ее творчество неотступно преследует скорбная тема материнского горя. В силу личных причин и социальной осознанности она была едва ли не поглощена темой смерти, но при этом  продолжала жить яркой, насыщенной жизнью.  

Материалы по теме
Просмотры: 2179
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
9
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
10
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru