The Art Newspaper Russia
Поиск

Больше творчества, а не зубрежки

В английских школах сокращают гуманитарные дисциплины — в китайских, наоборот, включают их в программу

На Глобальном форуме по образованию и практическим навыкам в Дубае, аналоге Давоса в сфере образования, в прошлом году акцент был сделан на преподавании STEM-предметов (точные науки, техника, инженерия и математика). Хотя главную премию Global Teacher («Мировой учитель») в размере $1 млн получил преподаватель физкультуры из небольшой общины инуитов.

В этом году форум посвятили художественному образованию, которое сейчас считается дополнительным. На Западе система фокусируется на базовых предметах, учащихся ориентируют на карьеру. Китай же провел реформу образования, которая помогла поднять на новый уровень преподавание не только точных, но и гуманитарных дисциплин. Новая всеобъемлющая учебная программа включает искусство и общественные науки. Перемены вызваны тем обстоятельством, что многонациональные компании, рассматривая китайских претендентов на должности, отмечали, что тем не хватает творческой искры, увлеченности делом и способности адаптироваться.

Global Teacher 2018 получила Андриа Зафираку, преподавательница дизайна в одной из школ Лондона. Она обошла более чем 30 тыс. претендентов из 173 стран мира. По сравнению с прошлым годом на форуме были заметны примечательные изменения. Впервые говорилось  о критической важности преподавания искусства и гуманитарных наук, как для качества жизни, так и для карьерных перспектив. Вместо того чтобы просто поставлять на рынок труда обученный персонал, комплексное образование должно вдохновлять на творчество и инновации, стимулировать целеустремленность и увлеченность.

На этом фоне становится очевидной отсталость Великобритании в образовательной сфере. Творческие дисциплины здесь исключены из рейтинга среднеобразовательных школ Министерства образования, и в результате число учеников, выбирающих их, сократилось в этом году еще на 51 тыс. Но Зафираку это не останавливает. В удручающей ситуации (согласно опросу BBC, девять из десяти школ урезали учебные часы, сократили преподавателей или выбросили из расписания один творческий предмет) она организовала кампанию с привлечением части выигранного ею гранта. На начальном этапе проекта Artists in Residence («Резиденции для художников») цель Зафираку — привлечь художников и художественные организации в каждую школу Лондона, а затем она хочет реализовать эту схему по всей стране.

Средняя школа в Бренте, в которой работает Зафираку, находится в одном из самых бедных и этнически разнообразных районов Лондона, где многие талантливые дети страдают от переизбытка STEM-предметов и постоянных тестов. По словам Зафираку, ее художественный семинар — одно из немногих мест, где нет понятий «правильно» и «неправильно» и от учеников не требуют стандартных достижений. У них больше времени, чтобы познавать мир, развиваться, экспериментировать. «Это освежает и питает творческие способности», — уверена она.

В современную английскую программу среднего образования не включены художественные предметы, и преподаватель просит правительство обратить внимание на успех ее работы: «А если рассказывать учащимся и вообще людям о ценности искусства? Что если ввести программу, которая бы всесторонне развивала ребенка? Правильный ли это способ оценки знаний наших детей — стрессовое принудительное тестирование, которое фактически показывает их способности к зубрежке?» Ученики должны сдать 33 экзамена в течение месяца, в результате многие, особенно дети с особенностями развития, будут исключены. 

Есть опасность, что в угоду навыкам, адаптирующим к исчезающему рынку труда, уничтожаются врожденные таланты и творческие склонности детей. В нынешнем климате немодно говорить о таланте в контексте образования из-за акцента на преподавании «академических» навыков, которые можно освоить только с помощью недюжинной усидчивости и постоянного тестирования. Творчество и искусство никогда не были востребованы в обществе, где ценятся стрессоустойчивость и приспособляемость. 

Просмотры: 729
Популярные материалы
1
Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала
Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке.
08 ноября 2018
2
На ВДНХ обнаружили постройку Эль Лисицкого
Рекламная установка, созданная великим авангардистом в 1939 году, была опознана в сооружении поблизости от павильона «Рыболовство».
08 ноября 2018
3
Умер Оскар Рабин
Он останется в истории и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, и как русский художник, создавший собственный образ мира.
08 ноября 2018
4
Как я перестал бояться и полюбил современное искусство
Ликбез для чайников, или физическое воплощение Instagram-аккаунта Сергея Гущина, галериста и арт-блогера.
09 ноября 2018
5
Маршруты музейные
О том, как сделать музеи полноправной частью городской среды, размышляет директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
08 ноября 2018
6
Первый в России музей архитектурной художественной керамики открылся в Санкт-Петербурге
Он стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга и расположился в Государевом бастионе Петропавловской крепости.
09 ноября 2018
7
Уэс Андерсон показал мумию землеройки
Американский кинорежиссер стал куратором необычной выставки в венском Музее истории искусств.
12 ноября 2018
8
Лоранс де Кар: «От меня следует ожидать массу сюрпризов»
Новый директор знаменитого Музея Орсе побывала в Москве, чтобы принять участие в программе диалогов «Культура без границ», организованной Третьяковской галереей. Мы расспросили Лоранс де Кар о ситуации в Орсе и о ее стратегии на будущее.
12 ноября 2018
9
Национальный музей Катара откроется в конце марта
Архитектора Жана Нувеля на его создание вдохновил образ «розы пустыни».
08 ноября 2018
10
Искусство Центральной Европы «После Климта» показывают в BOZAR в Брюсселе
Произведения 80 художников, работавших в Первую мировую и после нее, отличаются разнообразием индивидуальных стратегий.
08 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru