18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж дополнит Лейденскую коллекцию

В лабораториях музея завершилась подготовка картин к участию в выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера»

Картины из Государственного Эрмитажа дополнят показ гастролирующей по миру Лейденской коллекции на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера», которая откроется 5 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца. По мнению авторов этой идеи, совместный показ позволит зрителям полнее оценить не только мастерство художников, но и особенности арт-рынка XVIII и XXI веков, вкусы коллекционеров, которых разделяют три столетия.

«Чтобы понять феномен Лейденской коллекции, мы предложили американским коллегам включить в экспозицию еще и восемь картин из Эрмитажа, — рассказала TANR хранитель голландской живописи XVII–XVIII веков доктор культурологии Ирина Соколова. — Мы подобрали работы, которые либо представляют собой пару к картинам из собрания Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, либо на них изображен тот же сюжет одного и того же художника, чтобы в их диалоге показать, как вновь созданные коллекции перекликаются со старыми собраниями. Подборка работ в Лейденской коллекции напоминает подбор картин Эрмитажа и собрание Екатерины II: произведения одних и тех же мастеров пользовались огромным спросом и обладали на рынке самой высокой стоимостью и в XVIII веке, и в веке XXI».

Эрмитаж владеет одной из самых богатых коллекций голландской живописи XVII–XVIII веков (для сравнения: Лейденская насчитывает 12 картин и 2 рисунка Рембрандта, а в петербургском музее хранится 21 работа мастера). Из своего собрания музей предлагает выставить вместе с коллекцией Капланов восемь картин. Часть из них присутствует в постоянной экспозиции, часть хранится в запасниках, но все они пребывают в хорошем состоянии. Впрочем, несколько работ пришлось передать в реставрационную мастерскую для профилактического осмотра, а также чтобы освежить лак, покрывающий живопись.

Отличить шедевры из Эрмитажа от американских можно будет сразу: все они, независимо от размера и расположения в экспозиции, помещены в пышные золоченые рамы — в отличие от строгих рам эбенового дерева, в которые заключены картины Лейденской коллекции.

Эрмитаж предлагает выставить три работы выдающегося голландского живописца Герарда Доу, ученика Рембрандта: «Торговка сельдями», «Старик, рассматривающий глобус» и «Купальщик». Картина другого ученика Рембрандта — «Разбитое яйцо» Франса Янса ван Мириса Старшего, по мнению специалистов музея, перекликается с одной из работ Лейденской коллекции.

Несомненно, как считают искусствоведы, возникнет и диалог между «Завтраком молодого человека» Питера Корнелиса ван Слингеланда и некоторыми работами из американского собрания. Как и между двумя картинами Якоба Врела: и на эрмитажной, и на лейденской изображен практически один и тот же сюжет — скромное жилище одинокой пожилой женщины, и она сама, сидящая у камина. Типичными для мастеров лейденской школы живописи являются «Портрет старика» Яна Ливенса и «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа — аналоги им можно будет увидеть в частном собрании Капланов.

«Кроме того, наши работы дают и совершенно новый аспект в освещении Лейденской коллекции, — считает Ирина Соколова. — Очевидно, что рынок не истощен, и люди, обладающие средствами и страстью к живописи, могут и сейчас собрать выдающуюся коллекцию».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+