18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Пригов. От романтичного концептуализма до универсализма эпохи Возрождения

В Третьяковской галерее открывается ретроспектива одного из лидеров московского концептуализма.

Идея выставки Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007) в Третьяковке возникла еще при жизни классика московского концептуализма, но до сих пор по разным причинам откладывалась. Заведующий отделом новейших течений Третьяковки и куратор выставки Дмитрий Пригов. От Ренессанса к концептуализму Кирилл Светляков считает, что она даже выиграла от этого: «Поскольку эта идея давняя, и была возможность увидеть выставки, сделанные Екатериной Дёготь в 2008 году в Московском музее современного искусства и Дмитрием Озерковым в 2011 году на 54-й Венецианской биеннале, было время подумать, как это можно сделать по-другому. Часто творчество Пригова объясняется через Пригова, почти всегда он показан как герметичный универсум. И хотя известно, как он легко переходил из контекста в контекст, сами эти контексты ни разу не были показаны. Название же выставки От Ренессанса до концептуализма (а на самом деле еще дальше) напрямую связано с идеей показа Пригова в контексте разных эпох». Произведения будут помещены в контекст Ренессанса, барокко, сюрреализма, концептуализма — и в сравнениях будут показаны проблемы, которые Пригов решал. Конкретно в самой экспозиции предстанут не просто тексты, объясняющие его работы, а изображения из истории искусства, к которым они отсылают. Хронологический принцип в экспозиции тоже будет сохранен насколько это возможно, говорит Светляков, хотя она структурирована по темам и по видам искусства, в которых Пригов, художник, скульптор, поэт, прозаик, эссеист, драматург и актер, работал.

«С хронологией действительно все непросто: многие из приговских серий продолжались годами, так что хронология получилась разветвленной и объемной», — говорит куратор. Тем не менее экспонаты (из собрания самой Третьяковки и Фонда Пригова) представляют необъятное наследие Пригова самыми знаковыми его темами и работами. Это его знаменитые графические серии в формате A4 или А3, выполненные шариковой ручкой, объекты, в первую очередь из серии Банки (1976–1980), ставшей продолжением Стихограмм, которые автор начал создавать с середины 1970-х и называл «графической поэзией», сетевой проект Яйца и многое другое. Однако зрителя, знакомого с работами классика концептуализма, на выставке ждут и сюрпризы. Впервые будут представлены  реконструкции трудоемких для монтажа сложносоставных графических работ Пригова (2–2,5 м высотой), а также двух его инсталляций.

«Это был большой соблазн, но и большая ответственность — по той причине, что некоторые вещи Дмитрий Александрович хотел проигрывать только виртуально, на эскизах. Это, несомненно, и риск, но для понимания его пространственного мышления многое дает», — говорит Светляков. Реконструировали инсталляцию с коленопреклоненной уборщицей перед всевидящим Глазом, через который можно пройти — из серии «Фантомных инсталляций», названных так автором, поскольку они являют для него «некий идеальный, небесный мир существования ангельских тел». Еще реконструировали инсталляцию с динозавром, проходящим через зал. «Обычный человек, не специалист, часто спрашивает: «Пригов — это про религию?» И искусствоведу приходится объяснять, что это автономия искусства, что это язык концептуалистский. Пригов действительно воспринял историю современного искусства как некую негативную теологию и пытался вскрыть ее механизмы, что мы и попытаемся показать на этой выставке». К ней подготовлено и издание со статьями Бориса Гройса, Михаила Ямпольского, Марека Бартелика, Владимира Сорокина и Симонетты Лукс.
Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Пригов. От Ренессанса к концептуализму

Москва
17 мая — 17 августа

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+