18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Археологи откопали исчезнувший новгородский храм XIV века

До недавнего времени церковь Андрея Юродивого на Ситке вблизи Великого Новгорода была полностью скрыта под землей, однако раскопки этого года показали, что памятник можно музеефицировать и показывать всем желающим

Сопоставление плана церкви Андрея на Ситке, главного храма Ситецкого монастыря, с планами близких по времени храмов показало, что она является полной уменьшенной копией храма Федора Стратилата, считающегося шедевром новгородской архитектуры. По мнению руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимира Седова, особенности храма позволяют говорить о том, что он относится к периоду расцвета древнерусской архитектуры, заказчиками которой были представители социальной верхушки общества.

В III Новгородской летописи упоминается, что «в лето 6879 [1371 год от Р.Х.] поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчицы: «…Того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго». Ее же имя упоминается в новгородских летописях в связи со строительством церкви Федора Стратилата на Торговой стороне. Сопоставление этих данных и планов позволило ученым предположить, что речь идет об одной и той же Наталье, а церковь на Ситке была возведена ею в память о муже. 

К началу XX века от Ситецкого монастыря остались лишь этот храм и небольшая деревянная мельница, а артобстрел в августе 1941 года окончательно сровнял их с землей. 

«Когда мы пришли сюда в 2013 году, здесь вообще ничего не было. Не то что не сохранилось каких-то следов кладки — была просто всхолмленная земля, которая зарастала бузиной, ивами и кустарником. Церковь Андрея Юродивого на Ситке — как призрак: с одной стороны, она внесена в список памятников федерального значения и стоит на госохране, а с другой стороны, ее, по сути, нет», — цитирует пресс-служба Института археологии РАН руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Марину Вдовиченко.

По ее словам, если бы не археологи, храм просто-напросто был бы утрачен. Он находился в поле зрения специалистов с 1960-х годов, но из-за отсутствия фресок не был в первоочередном списке на восстановление. Вместе с тем исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого второй половины XIV века может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же как и икона XVI века из собрания Государственного Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития. 

Раскопки этого года показали, что практически утраченный памятник можно музеефицировать и подготовить для показа: археологи неожиданно смогли открыть хорошо сохранившийся фрагмент стены в восточной части церкви. 

Пока же, после всех необходимых работ, почти двухметровые стены снова придется прикрыть землей из соображений сохранности. А после, при благоприятном стечении обстоятельств и надлежащем финансировании реставрации, включить в туристический маршрут по окрестностям Великого Новгорода.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+