The Art Newspaper Russia
Поиск

Золотой закат венецианской живописи

Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» позволяет любителям живописи увидеть картины из Виченцы и вспомнить живопись из Пушкинского музея

Выставка в Пушкинском музее объединяет три собрания итальянской живописи XVIII века: самого ГМИИ, палаццо Кьерикати в Виченце и банка «Интеза». Собрания эти, будем честны, вниманием публики не то что обойденные, но уступают более популярным коллекциям итальянского искусства. Попросту говоря, Сеттеченто — не Кватроченто, Италия в XVIII столетии уже не дарила миру, как в Ренессанс, гениев-титанов, хотя имена художников, вынесенные в название выставки, занимают должное место в истории искусств и уважаемы просвещенными зрителями.

Не секрет, что залы Пушкинского музея с поздней итальянской живописью много людей не собирают. Что же касается палаццо Кьерикати, то о нем чаще всего вспоминают не по поводу живописной коллекции, а самого в высшей степени живописного здания, построенного по рисункам Андреа Палладио. Ради великого архитектора и его творений в Виченцу из близлежащей Венеции едут толпы поклонников со всего мира. Поэтому понятно желание двух музеев объединиться и привлечь публичное внимание к своим коллекциям. Ну а зрители получают возможность внимательно рассмотреть картины и знаменитых, и малоизвестных им художников, работавших в последний век существования Венецианской республики. В 1797 году закончилась ее славная тысячелетняя история, она без сопротивления сдалась Наполеону и была присоединена к Австрии. Самостоятельная история великой венецианской живописи также завершилась, стала общеевропейской, но закат Венеции, как пишет в каталоге итальянский куратор Джованни К.Ф. Вилла, был «золотым».

На афише выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» красуется «Время, открывающее Истину» — одно из лучших, радостных и светоносных произведений экспозиции. На парящем в небесной синеве облаке возлежит прекрасная молодая полуобнаженная Истина, а рядом с ней — унылый старец Время со своей рабочей косой и ненадежными песочными часами — игрушкой в руках амура. Это авторское повторение одной из росписей потолка виллы Лоски, важнейшего создания Тьеполо, великого мастера грандиозных — многофигурных и сложносочиненных — сцен. Такого пышного Тьеполо на выставке нет, но каждая из пяти его работ по-своему замечательна. Три из них — из Пушкинского.

Картин Джованни Антонио Каналя, прозванного Каналетто, на выставке всего три, все они тоже местные. Но эффектное — много красного — «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» вернисажная публика рассматривала, как впервые видела. С итальянской стороны за пейзажи отвечает прежде всего Франческо Дзукарелли с величественной и поэтической «Идеальной ведутой Виченцы с аллегорией прославления Андреа Палладио», где превративший свой город в архитектурную Мекку зодчий сидит на земле с трактатом «Четыре книги об архитектуре», а перед ним скромно стоят его заморские почитатели — коллега Иниго Джонс и Томас Говард, 21-й граф Арундел. Заказчиком картины был англичанин.

Третий герой выставки, отмеченный в ее названии, — Франческо Гварди. Художника по достоинству оценили, как подчеркивается во всех публикациях о нем, во времена импрессионистов, хотя и при жизни он был весьма успешен. Во всех пяти (три из ГМИИ, две из собрания банка «Интеза») его фантазийных, мастерски исполненных пейзажах не найти традиционной четкости ведуты, изображение растворяется в цвете и свете.

Но не титульными художниками интересна выставка, представляющая венецианских художников как европейских. Начинается экспозиция неожиданно — с совершенно голландского натюрморта Якоба ван де Керкховена, уроженца Антверпена, ставшего венецианцем Джакомо да Кастелло. Напротив висит цветочная композиция Элизабетты Маркиони, художницы, о которой мало что известно. Обе картины никак не соответствуют расхожему представлению о венецианской живописи. И хотя вскоре блистательный «Экстаз Святого Франциска» Джамбаттисты Пьяццетты подтверждает верность художника-венецианца великой традиции, вся экспозиция говорит не только о золотом закате, но и стремлении вперед, следовании эстетическим пристрастиям нового времени — века Просвещения. Можно сказать, что вся она о новаторстве и традициях.

Интересно, например, сравнить экспрессивные картины Джандоменико Тьеполо с гармоничными работами его отца. Или остроумные назидательные сценки из венецианской жизни мало озабоченного живописными красотами Пьетро Лонги мысленно противопоставить «малым голландцам», добившимся небывалого успеха в бытописательстве. В общем, выставка может доставить удовольствие зрителям, не зацикленным на созерцании исключительно шедевров. Заметьте, этого слова нет в ее названии.

Материалы по теме
Просмотры: 5757
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
6
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
7
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
8
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
9
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
10
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru