18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Параллельные миры хижин

№65
Материал из газеты

Как изоляция влияет на философов, показывает выставка «Машины для размышлений» в Фонде Prada в Венеции

В названии выставки спрятана антитеза знаменитой формуле Ле Корбюзье «дом — машина для жилья». Ее цель — показать, как изоляция, или «архетип хижины», отражалась на мыслителях. Три крупных философа ХХ века — Теодор Адорно (1903–1969), Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Людвиг Витгенштейн (1889–1951) — были, по сути, отшельниками. Хайдеггер жил в деревне в Шварцвальде в Германии. Витгенштейн прятался в фьордах в Шолдене в Норвегии. Адорно бежал от нацистов сначала в Оксфорд, а затем в Лос-Анджелес. Поэтому в центре выставки — инсталляция «Хижина Адорно» шотландского художника и поэта Яна Гамильтона Финлея, а также реконструкция домиков, где Хайдеггер сочинил «Бытие и время», а Витгенштейн — «Логико-философский трактат». По мнению куратора Дитера Ролстрайте, изоляция, намеренная или навязанная, вдохновляла философов на протяжении многих лет.

Непритязательный домик Адорно в районе Брентвуд увековечил фотограф Эван Телфорд. А Патрик Лейзи замахнулся на целую серию «Немецкие фотографии», отсняв дома и рабочие кабинеты крупных немецких философов и писателей. Связь между местом изгнания и мыслью интересует и художницу Сьюзен Филипс, вдохновив ее на аудиоинсталляцию со звуковой дорожкой, основанной на киномузыке Ханса Эйслера, друга Адорно. Ансельм Кифер создал скульптуру в диалоге с Александром Клюге, помощником Адорно в последние годы его деятельности во Франкфуртской школе, а также видео «Холод — цепь Бога», основанное на интересе философа к кинематографу. Хайдеггеровский блок состоит из модели его «хижины» в Шварцвальде, фотографий философа с женой, сделанных там Динье Меллер-Маркович, а также керамики Яна Бонтьеса ван Бика, аналогичной той, что была в доме Хайдеггера. 

Еще несколько авторов, в том числе Джулио Паолини, размышляют о влиянии философии Хайдеггера на строительство современного жилья. Отсек Витгенштейна реконструирует его дом в Шолдене. Внутри — «Голова девушки» (1925–1928), единственное произведение искусства, созданное философом. Логика Витгенштейна вдохновила норвежских художников исследовать влияние философа на архитектуру. Гошка Мацуга создала три скульптуры трех философов в терракоте, фарфоре и резине. Герхард Рихтер перекрасил фото швейцарских холмов и демонстрирует скульптуру «Кугель III», напоминая, что эта работа впервые была показана 25 лет назад в горной деревушке Зильс-Мария, где Фридрих Ницше сочинил «Так говорил Заратустра». Для фанатов отшельничества выставка дополнена историческим разделом о жизни анахорета святого Иеронима (347–419), переводившего в Синайской пустыне Библию на латынь. 

Фонд Prada
Машины для размышлений
До 25 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+