18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Записи на персональной стене, оставленные отшельником из сторожки

№65
Материал из газеты

В книге собраны мемуары и дневниковые заметки художника Никиты Алексеева, которые он несколько лет публикует в Facebook

В определении «художник, пишущий тексты» применительно к Никите Алексееву вместо запятой следует поставить знак равенства. Представитель московской концептуальной школы, активно работающий по сей день, до недавнего времени он был известен еще и как обозреватель и колумнист множества изданий. К тому же Алексеев едва ли не единственный на московской сцене, кто сегодня пишет мемуары. В 2008 году вышли «Ряды памяти» — почти классический образец жанра. Впоследствии его писательская активность сосредоточилась в Facebook, где он несколько лет публикует мемуарно-дневниковые заметки. Собранные и отредактированные Надеждой Гутовой, они и объединены под обложкой новой книги.

«Ряды памяти» были выстроены хронологически, биографию автора охватывали с рождения и до начала 2000-х и, помимо фактографии, представляющей исторический интерес, содержали множество лирических отступлений и весьма точных наблюдений касательно ситуации, актуальной на момент повествования. «В поисках Дерева-Метлы» объединила публикации в Facebook в 2017 году, и местами текст книги почти синхронен ленте информагентств. Закон о реновации, международные санкции, заявления первых лиц страны — эти события могли висеть «на стене» тысяч пользователей соцсети, но, собранные в книгу, эффект производят странный. О положении дел в мире узнавать из Facebook — это давно привычно, но ленту Facebook узнавать в тексте мемуаров — инверсия, не лишенная доли абсурда. Или духа времени.

Бытописание чередуется здесь с картинами из прошлого, внезапными, как флешбэки. Отвлеченные размышления — с травелогами. Путешествия занимают большую часть книги. Зиму художник проводит в Салониках, весну и лето — в Японии, где готовит проект. Японский сюжет в книге сквозной, хотя и остается, скорее, на уровне литературной отделки. Автор обильно цитирует японскую классику — даже в заглавие вынесено «дерево-метла» из «Повести о Гэндзи». А в предисловии автор переименовывает себя в «отшельника из Соломенной сторожки» (ставшего подзаголовком книги) подобно тому, как в конце 1980-х переименовал себя в Алексея Никитина.

«Мысли отшельника» можно читать в любой последовательности и с любой страницы. Их стиль — отстраненно-ироничный. Автор щеголяет эрудицией, радуется одним мелочам жизни, не жалея сарказма для других, совмещает несовместимые вещи, всерьез сравнивая походную палатку и готический собор, а происходящее в целом комментирует в духе описанной Виктором Агамовым-Тупицыным «абсурдности экзистенции как таковой».

Но наиболее целостным сюжетом книги остается документация Никитой Алексеевым процесса собственной работы как художника. Нередки здесь тезисные описания графических серий, «справки» о рисунках, созданных в день публикации записи в Facebook, рассказы о поездках за материалами по Москве. Это роднит издание с концептуальными проектами вроде числовых рядов Романа Опалки или «датированных картин» Он Кавары, которыми художники отмечали каждый прожитый день. Хотя от звания концептуалиста Алексеев методично открещивается («если я концептуалист, то Никас Сафронов тем более»). Как подчас и от принадлежности к современному искусству в целом. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+