The Art Newspaper Russia
Поиск

Александр Головин, чрезвычайно разносторонний мирискусник

©государственная Третьяковская галерея

©государственная Третьяковская галерея

Выставка Александр Головин. Фантазии Серебряного века продолжает, по словам директор музея Ирины Лебедевой, серию монографических показов творчества мастеров, работавших на рубеже XIX–XX веков. «Серебряный век для нас стал временем, которое очень многое перевернуло в отношении к миру и к новым формам искусства, и это продолжило развиваться в работах художников авангарда. Сложные процессы, происходившие тогда, становятся предметом исследований, и для нас каждая выставка — новая страница в этом большом исследовании», — говорит Лебедева.

Выставка Александра Головина такого размаха проходит впервые. В прошлом году Русский музей также представил большую выставку художника, но по числу экспонатов выставка в Третьяковке вдвое превысила ту экспозицию: около 300 работ по сравнению со 150 в Северной столице. Выигрывают Фантазии Серебряного века и по полноте репрезентации. Здесь не только живопись и графика, позволяющие проследить эволюцию творчества Головина от передвижничества до стиля модерн и дореволюционных лет, когда сложился собственный, «головинский» стиль. В экспозицию включены и образцы декоративно-прикладного искусства Головина, до этого обычно остававшиеся в тени. Ими выставка и открывается, сразу вводя зрителя в образный мир художника.

Головин в конце 1890-х работал в гончарной мастерской «Абрамцево» Саввы Мамонтова, по заказу которого, в частности, создал майоликовые панно для фасада гостиницы «Метрополь» в Москве. А за оформление Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже Головина наградили золотой медалью и серебряной за майолики. Что касается экспозиции, то идея Лебедевой, что «выставка — это всегда спектакль», применительно к Головину более чем пришлась к месту. Его театральным работам посвящен самый большой раздел: здесь костюмы к постановкам, впервые привезенные в Москву из петербургских коллекций, эскизы декораций, в том числе к балету Жар-птица, где, по оценке критиков, «три гения: Фокин, Стравинский и Головин — выступили как одно целое». Можно спорить, какая из сфер деятельности стала определяющей для Головина. Однако выделить, что здесь главное, а что производное, вряд ли возможно. Они все по сути своей синтетичны.
Третьяковская галерея
Александр Головин

Москва
До 24 августа

Материалы по теме
Просмотры: 1890
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru