The Art Newspaper Russia
Поиск

Александр Головин, чрезвычайно разносторонний мирискусник

©государственная Третьяковская галерея

©государственная Третьяковская галерея

Выставка Александр Головин. Фантазии Серебряного века продолжает, по словам директор музея Ирины Лебедевой, серию монографических показов творчества мастеров, работавших на рубеже XIX–XX веков. «Серебряный век для нас стал временем, которое очень многое перевернуло в отношении к миру и к новым формам искусства, и это продолжило развиваться в работах художников авангарда. Сложные процессы, происходившие тогда, становятся предметом исследований, и для нас каждая выставка — новая страница в этом большом исследовании», — говорит Лебедева.

Выставка Александра Головина такого размаха проходит впервые. В прошлом году Русский музей также представил большую выставку художника, но по числу экспонатов выставка в Третьяковке вдвое превысила ту экспозицию: около 300 работ по сравнению со 150 в Северной столице. Выигрывают Фантазии Серебряного века и по полноте репрезентации. Здесь не только живопись и графика, позволяющие проследить эволюцию творчества Головина от передвижничества до стиля модерн и дореволюционных лет, когда сложился собственный, «головинский» стиль. В экспозицию включены и образцы декоративно-прикладного искусства Головина, до этого обычно остававшиеся в тени. Ими выставка и открывается, сразу вводя зрителя в образный мир художника.

Головин в конце 1890-х работал в гончарной мастерской «Абрамцево» Саввы Мамонтова, по заказу которого, в частности, создал майоликовые панно для фасада гостиницы «Метрополь» в Москве. А за оформление Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже Головина наградили золотой медалью и серебряной за майолики. Что касается экспозиции, то идея Лебедевой, что «выставка — это всегда спектакль», применительно к Головину более чем пришлась к месту. Его театральным работам посвящен самый большой раздел: здесь костюмы к постановкам, впервые привезенные в Москву из петербургских коллекций, эскизы декораций, в том числе к балету Жар-птица, где, по оценке критиков, «три гения: Фокин, Стравинский и Головин — выступили как одно целое». Можно спорить, какая из сфер деятельности стала определяющей для Головина. Однако выделить, что здесь главное, а что производное, вряд ли возможно. Они все по сути своей синтетичны.
Третьяковская галерея
Александр Головин

Москва
До 24 августа

Материалы по теме
Просмотры: 2647
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже
Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским
06 ноября 2019
3
TEFAF выставила русского царя в Нью-Йорке
О ярмарке TEFAF в Нью-Йорке рассказывает Ильдар Галеев, галерист, коллекционер и издатель.
05 ноября 2019
4
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
5
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
6
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
7
Ирина Могилатова: «Я воинствующий эстет»
Коллекционер и владелица галереи Mirra, открывшейся выставкой классика итальянского дизайна Джо Понти в собственном пространстве на Спиридоновке, рассказала, зачем собирает и продает предметы коллекционного дизайна середины ХХ века и не только.
06 ноября 2019
8
Музей Леопольда в Вене заново открывает Рихарда Герстля
Художник, предшественник экспрессионистов Оскара Кокошки и Эгона Шиле, покончил с собой в 25. Его работы зрители впервые увидели спустя десятилетия.
06 ноября 2019
9
Ударная сила автопортретов Люсьена Фрейда
О чем может рассказать обычный синяк под глазом, показывают на выставке «Автопортреты» в Королевской академии художеств в Лондоне.
05 ноября 2019
10
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru