18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В парижском Гран-пале воздвигнут монумент: самая масштабная инсталляция Кабаковых

В гигантском пространстве галереи возник целый город-утопия с кварталами и лабиринтами улиц.

Скептики твердили, что шестой «Монументы» в Гран-пале в Париже не будет. Голосовали за социалистов — получайте: времена голодные, не до современного искусства. Слухи множились, и министерство культуры даже подтвердило их. Но для Ильи и Эмилии Кабаковых, принявших эстафету от Ансельма Кифера, Ричарда Серры, Кристиана Болтански, Аниша Капура и Даниеля Бюрена, эти заявления означали лишь одно: у них есть еще время, чтобы придумать свою самую масштабную выставку. «Несколько лет назад кто-то спросил нас, считаем ли мы, что искусство может повлиять на политику. Конечно, нет. Мы и сегодня по-прежнему уверены в этом. Но мы убеждены, что искусство может изменить нашу манеру думать, размышлять, мечтать, действовать. Искусство может изменить наш образ жизни», — так объясняет идею «странного города» Эмилия Кабакова, супруга, муза, менеджер, — та, которая «делает все остальное, пока Илья рисует».

На этот раз чета создала не просто инсталляцию, а нечто большее — эпопею, где переплетаются эпохи и течения, формы и чувства, иллюзии и ностальгия, разочарования и мечты. Мечты, искушающие и ведущие человека и мир к ка тастрофе. И каждый квадратный сантиметр из 13,5 тыс. м2 этого «странного города» словно говорит: остановитесь, подумайте, вспомните.

В городе Кабаковых 8 больших блоков-конструкций. Ворота — в северной части нефа Гран-пале, под цветным куполом. Войдя в них, зритель оказывается в непредсказуемом лабиринте. На выбор — пять направлений-указателей. Пустой музей — не иначе как перекличка с Альтернативной историей искусств, развернутой в 2008 году в московском «Гараже»; Мана, где люди свято верят в некую сверхъестественную силу; Центр космической энергии — конструкция в духе татлинской башни, призрак которой маячил у Кабакова еще в Красном вагоне в начале 1990-х; Как встретить ангела?, в объятия которого мечтает броситься человек, достигший всего, о чем мечтал; и наконец, Двери. За пределами города — Белая часовня, в которой думается только о хорошем, и, соответственно, Темная часовня, не предвещающая ничего приятного. Стоит ли говорить, что на улицах «странного города» на каждом шагу встречаются узнаваемые картины и макеты самого художника? Директор московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, куратор «Монументы» с российской стороны (французов представляет Жан-Юбер Мартен), когда-то говорила, что Илья Кабаков стал человеком, изменившим ее мир. Сегодня шанс на судьбоносную встречу выпал и французам. Выставка организована Министерством культуры Франции, Министерством культуры РФ, Департаментом города Москвы и Мультимедиа Арт Музеем.
Национальные галереи Гран-пале
Странный город. Илья и Эмилия Кабаковы

Париж
10 мая — 22 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+