18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Студия Джакометти воссоздана на новом месте

№65
Материал из газеты

Мастерская швейцарского скульптора переехала в Институт Джакометти — новый исследовательский центр и выставочное пространство в 14-м округе Парижа, всего в 1,6 км от дома, где студия находилась раньше

На протяжении почти 40 лет свои знаменитые скульптуры Альберто Джакометти создавал на небольшом пятачке — на 23 кв. м мастерской в Монпарнасе. «Там было очень тесно, он едва умещался, — рассказывает Катрин Гренье, директор и главный куратор Фонда Альберто и Аннетт Джакометти в Париже, где хранится крупнейшая в мире коллекция работ художника. — Ему нравился хаос... Альберто говорил, что обстановка в мастерской похожа на то, что творится внутри его черепа». Джакометти умер в 1966 году, не оставив завещания, но благодаря его вдове Аннетт удалось сохранить все содержимое маленькой студии. Более полувека спустя фонд, унаследовавший эту реликвию, открыл реконструированную мастерскую для широкой публики.

Гренье объясняет, что хаотичное на первый взгляд нагромождение стало «воспроизведением» рабочего места Джакометти, а не точной копией какого-то определенного дня: «Здесь все пропитано его духом». Инсталляция станет ядром нового исследовательского центра и выставочного пространства, посвященного творчеству швейцарского мастера, которые расположены в 14-м округе Парижа, всего в 1,6 км от дома, где мастерская находилась изначально. Будущий Институт Джакометти уже частично работает с 21 июня в особняке в стиле ар-деко, где прежде творил художник и дизайнер интерьеров Поль Фолло. «Потребовался год, чтобы найти место, и еще год на его реставрацию», — говорит Гренье.

Площадь пространства, отреставрированного архитектором Паскалем Грассо, составляет всего 350 кв. м; посетить студию можно будет только по предварительной записи, чтобы не создавать толп. Выбор названия «институт», как и уютного месторасположения, был сознательным. «В Париже так много музеев, что нет необходимости еще в одном», — поясняет Гренье, которая прежде была заместителем директора одной из крупнейших парижских институций — Центра Помпиду.

Обстановка студии будет меняться редко, и, по словам Гренье, все в ней настоящее. Видавшая виды мебель та же, что стояла у Джакометти много лет, и все работы подлинные. «Мы предпочитаем восстанавливать, вместо того чтобы просто копировать», — утверждает Гренье. В числе прочего посетители увидят недавно восстановленные гипсовые скульптуры, которые Джакометти рассматривал как самостоятельные работы, а «не просто подготовительный этап перед бронзой».

Обстановку воссоздавали по «тысячам фотографий студии», хранящихся в архивах фонда. К тому же студия увековечена писателем Жаном Жене, который в своем эссе 1957 года назвал ее «самым важным и полным» собранием работ Джакометти, «его альтер эго, сутью и окончательным итогом его художественного гения». Эта статья стала источником вдохновения для первой временной выставки в институте, она посвящена дружбе Джакометти и Жене (до 16 сентября).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+