The Art Newspaper Russia
Поиск

Испанский собор оказался заложником спора между левыми и правыми

Getty Images/fotobank

Getty Images/fotobank

Начат сбор подписей под петицией об официальном признании кордовской «мечети-собора» государственной, а не церковной собственностью.

Испании разгорелся спор вокруг права собственности на «Мескиту» — соборную мечеть Кордовы, находящуюся на территории христианской церкви, построенной в 600 году. Она стала мечетью в VIII веке, но в XIII столетии вновь была преобразована в церковь, после того как испанские короли победили мавров. Этот спор стал частью интенсивного политического сражения в Испании между ориентированными на светское и поликультурное общество левыми и исповедующими католицизм правыми. После принятия в 1998 году государственного закона о статусе церковной собственности Католическая церковь смогла документально подкрепить свои права на религиозные здания, и в 2006-м собор был зарегистрирован как собственность Церкви.

В 2009 году местные жители заметили, что название «Мескита», то есть мечеть, потихоньку исчезает с дорожных знаков и из брошюр, что вызвало обеспокоенность у людей по поводу того, что Церковь не придает должного значения истории использования этого здания в качестве мечети. Церковь отрицает все претензии. Представитель епархии Кордовы считает, что «когда вы входите на территорию памятника, то видите, что он называется «Собор Кордовы», но история его как мечети также описана. Утверждение, что Церковь стирает мусульманское прошлое [этого места], неверно». Он объясняет, что название «церковь Санта-Мария» использовалось с 1236 года, когда Кордова была взята испанскими войсками, а территория освящена. Данное название сохранялось до XIX века, когда церковь стала известна путешественникам под именем «Мескита». «Но в наших целях — священнослужения, церемоний с участием епископа — логично использовать слово «собор», — сказал он. К тому же Церковь заплатила за раскрытие михраба, священного места в мечети. В XIV веке он был закрыт христианским образом, но в последние десятилетия его сняли, чтобы вновь открыть жемчужину исламского искусства — подлинное чудо, созданное из византийской мозаики, драгоценное и священное место для исламской религии. Это объяснение не удовлетворило некоторых протестующих из местных. Они просят, чтобы в ситуацию вмешались правительство Андалусии и ЮНЕСКО. В их прошении содержатся требования восстановить название «Мечеть-собор», официально признать здание принадлежащим государству и учредить систему «публичного и прозрачного управления». К моменту поступления материала в печать почти 180 тыс. человек, включая бывшего генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора Сарагосы и британского архитектора Нормана Фостера, подписали этот документ. По мнению официального представителя кампании Антонио Мануэля Родригеса, «граждане должны узнать масштаб проблемы. Кордова должна понять, что ее мечеть, ее памятник находится в опасности, а если это так, то в опасности и остальной город». В ответ епархия Кордовы заявила: «С 1998 года Католическая церковь могла зарегистрировать свои храмы при условии, что здание не имеет письменного названия». Церковь зарегистрировала этот участок земли в 2006 году как Santa Iglesia Catedral de Cordoba — а именно с этим именем территория храма в XIX веке была объявлена национальным памятником, — «потому что она владела им мирно в течение почти 800 лет».
 

Просмотры: 1425
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
3
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
4
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
5
Художественное стекло советской и постсоветской эпохи показывают в Музее декоративного искусства
Музей показывает свое, одно из самых больших в стране, собрание авторского стекла.
12 ноября 2019
6
Метрополитен-музей объявил тему Met Gala 2020
На выставке «О времени: мода и длительность» выстроят черно-белые параллели между одеждой прошлого и современными костюмами, а перед ее открытием состоится традиционный Met Gala с участием мировых звезд
08 ноября 2019
7
Приобрети, потом отдай — или продай
Сформировать художественную коллекцию с нуля и избавиться от накопившегося в ней «балласта» — в определенном смысле это две стороны одной медали.
08 ноября 2019
8
Механический автопортрет
Мастер Константин Чайкин превратил в часы самого себя.
11 ноября 2019
9
Столетие Баухауса отмечают авангардом
Выставка «Гео-метрия в культуре XX–XXI веков» в Государственном центре современного искусства задумана, чтобы показать параллели и пересечения Баухауса и русского искусства, от авангарда до нонконформизма.
11 ноября 2019
10
Оливия Джунтини: «Для Audemars Piguet партнерство с Большим театром — это прежде всего дружба»
Международный бренд-директор Audemars Piguet рассказывает о десятилетии партнерских отношений швейцарской часовой мануфактуры и Большого театра.
15 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru