The Art Newspaper Russia
Поиск

«Гала-концерт» в Национальном музее искусства Каталонии

В Барселоне открывается выставка, посвященная жене, музе, модели и менеджеру самого знаменитого сюрреалиста — Сальвадора Дали

Среди почти 200 экспонатов — не только живопись и графика Сальвадора Дали, но и работы Макса Эрнста, фотографии Ман Рэя, Брассая и Сесила Битона, запечатлевшие Гала, а также ее роскошные туалеты. Внушительная часть их прибыла из ведущих музеев мира, в том числе из парижского Центра Помпиду, мадридских Центра искусства королевы Софии и Музея Тиссен-Борнемиса. 

С главной женщиной в своей жизни Дали познакомился, когда она была еще женой Поля Элюара, и понял, что встретил мечту. Ребенком он был заворожен русской игрушкой — калейдоскопом, в котором можно было увидеть тройку лошадей с девочкой в санях. Эту русскую девочку Сальвадор и узнал в Гала, хотя наверняка это была одна из его бесчисленных мистификаций, дама его сердца не могла не прий­ти из мира его грез. 

Настоящая femme fatale, вскружившая голову трем гениям: Дали, Полю Элюару и Максу Эрнсту, Гала всегда поддерживала свой образ женщины-праздника. Образованная, эмансипированная, на правах жены Элюара она вошла в художественный мир Парижа. Элюар был первым, кто назвал Галю, как почему-то предпочитала называть Елену Дьяконову ее мать, Гала — с ударением на последний слог. И этот праздник Дали, младше ее на десять лет, не захотел делить ни с кем. Гала принесла удачу Дали, по крайней мере именно после встречи с ней его карьера резко пошла вверх. Светская львица сумела заинтересовать творчеством молодого каталонца его первых почитателей, обивая пороги галерей и коллекционеров и убеждая парижскую богему в гениальности возлюбленного, имевшего репутацию безумца. Гала поддерживала экстравагантный имидж мужа, подыгрывая ему в чудачествах, ставших неотъемлемой частью его искусства. Фактически она долгие годы была менеджером Дали, и весьма успешным. Хотя коммерческой стороной успеха влияние Гала не ограничивалось — прежде всего она оставалась его музой. 

В своем дневнике Дали признавался: «Гала, моя жена, в сущности является Градивой, ведущей вперед, моей Победой». Речь здесь идет о древнеримском барельефе с фигурой молодой шагающей женщины, Градивы (на латыни — «шагающая»). В 1930-е он написал целый цикл картин, изображающих Гала — Градиву. Надо сказать, что образ Градивы волновал не только Дали. История ожившей скульптуры была описана в опубликованном в начале ХХ века романе Вильгельма Йенсена «Градива», где главный герой наяву встречает девушку из своего сна, как будто сошедшую с античного барельефа. В 1937 году Андре Бретон и Марсель Дюшан открыли галерею «Градива», объявив «женщину-сновидение, шагающую сквозь стены», музой сюрреализма, хотя к Гала это отношения не имело: коллеги Дали по сюрреализму ее недолюбливали. 

«Градива» Дали радикально отличалась от античного оригинала. Сквозь порванный хитон вызывающе торчала обнаженная грудь, а во вспоротом животе копошились черви. Сама же «шагающая» в скалах Порт-Льигата, где построили дом Гала и Дали, пребывала в состоянии экстаза. Художник свою музу всегда изображал более чем экстравагантно. В «Портрете с омаром» гигантское морское чудище охватывает голову Гала, а от ее носа отлетает самолет. Дали легко превращал ее тело в причудливое псевдоренессансное архитектурное сооружение, стоящее на тонких колоннах. А в картине «Гала и „Анжелюс“ Милле», где Гала изображена с Лениным и Горьким, ее лицо искажено не самой симпатичной гримасой. В «Великом мастурбаторе» ее голова выступает из биомассы, окруженная саранчой и муравьями, а в «Галатее сфер» распадается на атомы. 

Для художника Гала была не только вдохновительницей, не только моделью, но и его медиумом, материалом, глиной, из которой он лепил свои сновидения. «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал он в своем дневнике. И правда, эти двое стали как будто не просто гением и его музой, но одним художником. Фактически Дали первым начал подписывать работы «Гала — Сальвадор Дали», сделав жену своим соавтором, еще в 1930-е, задолго до появления супружеских пар художников-соавторов, как Илья и Эмилия Кабаковы, Христо и Жанна-Клод. Она была его Галатеей, но и он был ее творением в полной мере. Однако, прожив счастливую и долгую жизнь, курсируя между домом в Порт-Льигате, Парижем и Нью-Йорком, на закате своих дней Гала и Дали предпочли жить отдельно друг от друга. 

Дали купил своей музе замок в Пуболе — отсюда и подзаголовок барселонской выставки. Несколько лет Гала прожила в «своей комнате», пытаясь открыть еще одного будущего гения, как открыла когда-то Элюара и Дали. Отныне муж мог посещать замок только с письменного разрешения жены. Впрочем, на этот раз ее миссия не увенчалась успехом. Молодые кандидаты просаживали ее деньги, а кому-то она даже дарила картины своего гениального супруга. Однако умирать Гала все же приехала к Дали, покинув этот мир в 1982 году (Сальвадор пережил ее на семь лет). И все же, несмотря на «свою комнату в Пуболе», Гала навсегда останется «Мадонной Порт-Льигата», став настоящей иконой модернизма. 

Национальный музей искусства Каталонии
Гала — Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе
5 июля – 14 октября

Материалы по теме
Просмотры: 4234
Популярные материалы
1
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
2
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
3
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
4
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
5
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
6
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
7
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
8
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
9
Месяц музеев
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о вернисажах октября в Москве и мире.
09 октября 2019
10
Зачем тереть бронзовым собакам нос?
Московский метрополитен ответил Музею архитектуры, обеспокоенному судьбой скульптур Матвея Манизера на станции «Площадь Революции».
10 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru