The Art Newspaper Russia
Поиск

Образа из России уходили по двойной-тройной цене. Коллекция посла вернется частью

Спас Эммануил с архангелами. Москва. Первая треть XVIII в.

Спас Эммануил с архангелами. Москва. Первая треть XVIII в.

10 апреля нью-йорский Bonhams провел торги, привлекшие особое внимание российских коллекционеров и дилеров: была представлена разом коллекция русских икон, до сих пор практически неизвестная. Так сложилось, что отечественный рынок икон — сфера очень закрытая, даже в сравнении с остальным российским рынком антиквариата, традиционно не стремящимся к публичности. Как и в советское время, большинство крупных коллекционеров икон прекрасно знают друг друга, следят за судьбами целых коллекций и отдельных значимых икон, которые редко появляются в открытой продаже и очень быстро находят новых владельцев. Относительное изобилие рынка икон, запомнившееся по 1990-м годам, ушло в прошлое, почему в наши дни коллекционеры не упускают возможности делать покупки за рубежом.

Откуда там иконы? Зарубежные коллекции русских икон начали активно формироваться после Октябрьской революции: иконы вывозили эмигранты, иконы продавало советское государство. Поскольку в начале ХХ века русская иконопись приобрела в мире высокую художественную репутацию, а зарубежные цены значительно превышали цены советского черного рынка (легального внутреннего рынка икон в СССР не существовало), в 1970-е годы были налажены каналы нелегального вывоза икон из страны: сотрудниками дипломатических представительств, членами экипажей морских судов, совершавших загранплавания. Основными центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия; появились антиквары, специализирующиеся на русских иконах, в США. Еще одним источником формирования современных западных коллекций икон стали личные собрания высокопоставленных иностранных дипломатов, работавших в Советском Союзе. Для многих приобретение русского искусства и иконописи было искренней страстью — гостеприимные хозяева им в этом не препятствовали (хоть продажа икон и предметов культа в СССР и была запрещена), а нередко и помогали, организуя посещения запасников музеев и хранилищ икон (особенно в 1920–1940-е годы). Периодически на Западе проходили аукционные продажи икон: например, в 1980 году аукционный дом Christie’s с успехом провел торги, где была продана считавшаяся тогда эталонной коллекция икон покойного Джорджа Ханна, собранная и вывезенная им из Советского Союза в конце 1930-х. Однако начиная с 1990-х годов главными участниками таких аукционов стали русские коллекционеры, поскольку желание покупать у них никогда не исчезало, а деньги наконец-то появились. Десятого апреля 2014 года в Нью-Йорке аукционный дом Bonhams выставил на торги коллекцию икон, поступившую от наследников Лоуренса Штейнгардта, занимавшего в 1939–1941 годах пост посла США в СССР. Ранее часть ее выставлялась в музее Хиллвуд, где собрана одна из самых интересных коллекций русского искусства в США. Штейнгардт, бывший третьим по счету послом США в СССР, серьезно увлекся коллекционированием русской иконописи и лично отбирал каждый предмет для пополнения своего собрания — в результате в ее составе оказались работы мастеров основных иконописных школ XVI–XX веков, включая старообрядческие иконы.

Российские коллекционеры и искусствоведы традиционно достаточно хорошо знают крупные собрания икон — как отечественные, так и зарубежные. Однако, по словам завотделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Натальи Шередеги, об этой коллекции ранее в России известно не было. Директор Музея русской иконы Николай Задорожный впервые услышал о собрании Штейнгардта примерно полгода назад — от сотрудницы аукционного дома Bonhams, посетившей музей. У американских коллег Задорожного, занимающихся русскими иконами, также не было предварительной информации об этой коллекции. Тем не менее опытные коллекционеры быстро оценили ситуацию, и торги, кстати, очень оживленные, прошли с впечатляющим результатом: из 62 икон было продано 43 (69%) на общую сумму $1,34 млн. Следует отметить, что более 60% проданных икон ушли за сумму, не превышающую $10 тыс., однако шесть лотов перешагнули границу в $100 тыс. Среди этих рекордсменов — трехчастная икона начала XVIII века Спас Эммануил с архангелами, проданная за $227 тыс., с более чем двукратным превышением эстимейта; строгановская икона Воскрешение и сошествие во ад, ушедшая за $106,25 тыс., с более чем троекратным превышением эстимейта; ну а самым дорогим лотом аукциона стал Деисусный чинс праздниками и святыми ростовской школы конца XVI века, проданный за $245 тыс. (эстимейт $18–25 тыс.).

МНЕНИЕ

Николай Задорожный
Директор Музея русской иконы

Какое впечатление произвела коллекция Лоуренса Штейнгардта на специалистов Музея русской иконы?

Информация о торгах Bonhams заинтересовала Михаила Абрамова, владельца нашего музея, и он направилв Нью-Йорк замдиректора музея Ирину Шалину, что бы посмотреть вещи вживую. Собрание оказалось интересным, но очень неровным, на ряду с подлинными шедеврами там присутствовали совершенно рядовые произведения. Трудно назвать это коллекцией в полном смысле слова: коллекция все-таки предполагает некую концепцию, отобранность произведений. А тут был хаотичекий набор русских икон, заинтересовавших господина посла. Создатель коллекции, судя по всему, не был специалистом в области иконописи, поэтому приобретал случай ные вещи, несопоставимые по уровню с некоторыми уникальными иконами, которые также ему попадались.

Тем не менее Музей русской иконы сделал покупки на этом аукционе?

В нашем собрании ранее не было ни одной иконы строгановской школы, и мы купили прекрасный подписной складень (лот 1048) О тебе радуется, выполненный по заказу Максима Яковлевича Строганова (первая треть XVII века, $100 тыс.).

Еще мы купили складень (Богоматерь Смоленская, Шестоднев праздников и Суббота всех святых) (лот 1039), который был атрибутирован как работа кремлевских мастеров, но в действительности это Великий Устюг. Складень датирован, и известно, что это вклад великоустюжского митрополита в один из монастырей Великого Устюга (середина XVII века, $173 тыс.). И очень интересным при обретением стала икона (лот 1059) работы венецианского мастера в итало-критском стиле, изображающая святых Фанурия и Антония Падуанского (конец XVII века, $15 тыс.). Это очень редкий случай, когда на одной иконе изображены православный и католический святые.

Насколько активно шли торги, и можно ли предположить, откуда были покупатели?

Ход торгов подтвердил правило, что уникальные иконы всегда стоят дорого: торг за них шел упорный. Я знаю, что удачные покупки совершил Гари Татинцян (лоты 1009 и 1023): это икона Рождество Христово, датированная XVII веком, но она на 100 лет старше (Суздаль, $106,3 тыс.), и икона с деисусным чином, наиболее почитаемыми праздниками и из бранными святыми (Ростов Великий, конец XVI века, $245 тыс.). Пополнил свое со брание коллекционер Сергей Ходорковский: он купил икону Единородный Сыне (лот 1001) (Москва, первая полови на XIX века, $8,1 тыс.) и образ святого Александра Невского (лот 1008) (Москва, начало ХХ века, $5 тыс.). По словам коллекционеров, мы сможем увидеть эти иконы в России.

Материалы по теме
Просмотры: 3274
Популярные материалы
1
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
4
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
5
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Римская прямолинейность
Дом Montblanc отмечает 28-е вручение премии выдающимся филантропам современности выпуском новой лимитированной серии ручек «Покровители искусства», посвященной римскому императору Адриану.
15 июля 2019
10
Майкл Фридман: «Мы рассказываем историю»
Посланник бренда Audemars Piguet — о будущем музее, молодых коллекционерах и преемственности традиций.
15 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru