The Art Newspaper Russia
Поиск

Что ждет цифровые технологии в музеях и сколько средств необходимо, чтобы избежать спада?

©Cleveland Museum of Art

©Cleveland Museum of Art

Хотя на внедрение новых технологий в музеях выделяются гранты, найти источник долгосрочного финансирования этих проектов оказывается намного труднее.

нститут искусств Чикаго запускает серию приложений для смартфонов, которые станут карманными экскурсоводами для посетителей музеев. С помощью гаджета можно будет посмотреть аудиоинтервью с художниками и слайд-фильмы из произведений, находящихся на реставрации. Этот проект частично финансируется благотворительным фондом Bloomberg Philanthropies, который в прошлом году официально пообещал ассигновать пяти музеям $15 млн для разработки мобильного гида. Как и в случае с десятками других цифровых проектов, разработка приложения получила зеленый свет только благодаря привлеченным средствам. Однако некоторые эксперты уже сейчас беспокоятся о том, что произойдет, если гранты на цифровые разработки уменьшатся. Сегодня музеям, может быть, легче финансировать цифровые проекты, чем выставки. «Денежные гранты всегда легко получить под новые проекты», – говорит Уэйн Клаф, уходящий в отставку секретарь Смитсоновского института, получившего недавно $1,7 млн от американского правительства на расходы по оцифровке его коллекции. А Музей Штеделя в немецком Франкфурте планирует за следующие три-четыре года потратить €20–30 млн на различные проекты, которые он называет «цифровым расширением», причем все средства для этого «расширения» поступят от корпораций и фондов. «Очень трудно найти корпоративного спонсо ра нашей следующей выставки немецкого искусства эпохи Ренессанса, — говорит Макс Холляйн, директор музея. — При этом я могу без проблем найти поддержку для нашего следующего цифрового образовательного проекта». Он планирует создать особый фонд для реализации цифровых инициатив музея. «В современных технологических проектах этап обновления наступает намного быстрее, чем в ситуации со зданием. Провести капитальную реконструкцию сооружения вам понадобится лет через 20, а с цифровым проектом уже примерно через полтора года вам будет нужна версия 2.0 или 3.0», — объясняет он. Но гранты и спонсорство не всегда так легко гарантировать. «Блеск довольно быстро сходит на нет, — утверждает Элизабет Мерритт, директор Центра музейного будущего при американском Союзе музеев. — Я не получила достаточно откликов от музеев на тему построения долгосрочной бизнес-модели».

Сокращение грантов

Федеральное финансирование в США идет на убыль: Национальный фонд гуманитарных наук — значительный источник поддержки цифровых проектов — выделил в прошлом году на 23% меньше денег на гранты для подобных инициатив по сравнению с 2012-м. Хотя все еще существует достаточная поддержка таких образовательных инструментов, как приложения для мобильных телефонов и онлайн-курсы, объем фондов, нацеленных на размещение в Сети изображений с высоким разрешением и информации о коллекциях, уменьшается. Художественная галерея Олбрайта Нокса в Буффало получила в 1999 году грант в размере
$500 тыс., чтобы за три года оцифровать свою коллекцию, но, «когда этот грант закончился, обработка прекратилась», сообщил Рич Черри, бывший IT-директор галереи. Работа здесь продвигается, однако 20% коллекции все еще предстоит оцифровать, говорит представительница музея.

Цифровое сотрудничество

Даже самому богатому в мире художественному учреждению — Фонду Дж. Пола Гетти, предоставляющему гранты другим музеям для реализации цифровых проектов в дополнение к финансированию своих собственных, приходится прилагать усилия, чтобы поддерживать оцифровку. «В Сети представлено меньше наших экспонатов, чем мы хотели бы, — рассказывает Джим Куно, руководитель фонда. — У нас есть роботизированный цифрователь, который может переворачивать [и сканировать] страницы книги, но та-кие аппараты очень дороги, и их невозможно иметь в желаемом количестве». Оцифровка также занимает больше времени, чем готовы ждать некоторые инвесторы. По расчетам Смитсоновского института, если бы даже они каждую минуту оцифровывали одно произведение, для завершения работы потребовалось бы свыше 260 лет.

Масштаб таких проектов вынуждает музеи заново продумывать подходы к проблеме. «Мы тратим впустую слишком много ресурсов, делая то же, что и остальные», — считает Роберт Стайн, заместитель директора Далласского художественного музея. Решением проблемы, говорит он, является сотрудничество. Разные институции не должны оцифровывать одну и ту же редкую книгу или разрабатывать схожее программное обеспечение, чтобы организовывать выставки в Интернете.

Для продвижения идеи совместной работы фонд Bloomberg Philanthropies и Фонд Гетти настаивают, чтобы получатели их грантов несколько раз в год собирались вместе для обсуждения проектов, а Смитсоновский институт делится своей последней разработкой с 184 подведомственными учреждениями. Фонд Гетти также положительно смотрит на то, чтобы музеи пользовались универсальными электронными платформами для новых проектов. Цифровая разработка «с нуля» обходится, по словам Куно, «намного дороже, чем может потянуть одно учреждение». «Но область электронных приложений никуда от нас не уйдет. Поэтому, если уж заварили кашу, не жалейте масла!».

Просмотры: 1458
Популярные материалы
1
Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?
На этот вопрос отвечают директора музеев, кураторы, художники и коллекционеры в преддверии 100-летнего юбилея революции 1917 года, который сопровождается десятками выставок.
16 октября 2017
2
Российский антикварный салон: последний раз на старом месте
Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже.
16 октября 2017
3
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
4
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
5
Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»
Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки.
19 октября 2017
6
Павленский играет с огнем во Франции
В ночь на понедельник художник поджег Банк Франции. Будет ли ему предъявлено обвинение, пока неизвестно.
16 октября 2017
7
ГМИИ им. Пушкина может открыть филиал на Пресне
Под него планируется здание бывшего хлебозавода имени В.П.Зотова, построенное в 1931 году.
19 октября 2017
8
В Риме открылась выставка икон из России
В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием.
16 октября 2017
9
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
10
Дмитрий Аске: «На мое творчество повлияли Lego, компьютерные игры и советские мозаики»
Художник, создатель портала Vltamarine.ru пригласил в свою мастерскую, чтобы рассказать о подготовке к большой выставке «Сквозь туман» в галерее RuArts, а также о развитии уличного искусства в России и мире и о том, почему не надо переносить граффити на холсты.
19 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru