18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры из коллекции Рокфеллеров ушли за $646 млн на торгах Christie'

Более полумиллиарда за одну коллекцию: на вечерних торгах в Нью-Йорке установлены новые ценовые рекорды для работ Клода Моне и Анри Матисса. Все вырученные деньги пойдут на благотворительность

Собрание Рокфеллеров настолько велико, что его распродают в несколько приемов. Самые ценные произведения выставили на вечерние торги 8 мая. В результате был поставлен новый аукционный рекорд для коллекции, принадлежавшей одному владельцу, — около $646,1 млн долларов (изначально аукционный дом осторожно оценивал все собрание целиком в $500 млн). Уникальность торгов еще и в том, что все вырученные средства пойдут на благотворительность — по завещанию Дэвида и Пегги Рокфеллер они достанутся десяти выбранным супругами при жизни некоммерческим организациям. Новых владельцев нашли все лоты — 44 картины, в том числе работы Пикассо, Моне и Матисса, и одна скульптура — «Памятник Клоду Дебюсси» Аристида Майоля. При этом было установлено восемь ценовых рекордов для разных художников. «Среди покупателей были не только частные коллекционеры, но и институции», — призналась Джессика Фертиг, глава отдела вечерних торгов импрессионизма и модернизма Christie's.

Топ-лотом, как и ожидалось, стала «Девушка с корзиной цветов» (1905) Пабло Пикассо. Портрет обнаженной девочки-подростка, относящийся к розовому периоду творчества художника, когда-то принадлежал Гертруде Стайн. Специалисты Christie's предполагали, что работа уйдет за 90–120 млн, и не ошиблись. Молоток аукциониста опустился, когда прозвучала цифра $102 млн, — финальная стоимость работы для покупателя вместе с комиссией составила $115 млн. Картина досталась клиенту, участвовавшему в торгах по телефону. Таким образом, она стала второй по стоимости работой Пикассо, когда-либо проданной на аукционе (после «Алжирских женщин» (1955), два года назад ушедших на том же Christie's за $179 млн). В 1968 году Дэвид Рокфеллер собрал группу коллекционеров, чтобы вскладчину купить легендарное собрание Гертруды Стайн и ее подруги Алисы Б. Токлас. Право отбирать для себя те или иные работы из него коллекционеры — участники сделки распределяли между собой по жребию, вытаскивая бумажки с номерами из шляпы. Рокфеллеру повезло — ему досталась возможность сделать выбор первым. Он вместе с женой Пегги в числе других работ оставил за собой «Девушку с корзиной цветов» и повесил ее в библиотеке своего дома на 65-й улице Манхэттена.

Еще один важный лот — «Кувшинки» (1914–1917) Клода Моне — был продан после долгой битвы покупателей в зале с клиентом из Азии, торговавшимся по телефону. Он так стремился завладеть работой, что дважды повышал цену на несколько миллионов за один шаг торгов. Картина, при эстимейте $50 млн, была продана за $84,7 млн (включая комиссию) — рекорд для художника. Работа, входящая в одну из самых известных серий художника, имеет необычайно большой для этого цикла размер. «Из-за ее масштаба возникает ощущение, будто вы оказались внутри этого пейзажа», — заметила Джессика Фертиг и добавила, что спрос на работы этого типа на рынке очень высок.

Третьим хитом аукциона стала чувственная «Спящая одалиска с магнолиями» Анри Матисса — полотно было написано в Ницце в 1923 году. Эстимейт составлял $70 млн, итоговая цена — $80,75 млн (включая комиссию). Цена тоже стала для художника рекордной. Картина досталась еще одному (а возможно, тому же самому) азиатскому клиенту, участвовавшему в торгах по телефону.

Весьма вероятно, что Christie's сумел заручиться гарантией третьей стороны на 13 лотов, — поэтому лоты во второй половине торгов не остались непроданными, несмотря на малый интерес покупателей. Президент Christie's Юсси Пилкканен, лично проводивший торги, объявил, что это был «великий день для благотворительности». Распродажа коллекции Рокфеллеров, в том числе произведений американского и азиатского искусства, продолжается до 11 мая. Часть наиболее доступных лотов продается онлайн.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+